|
Поездка в Кронштадт
В начале нового года, пользуясь
хорошей погодой, мы решили съездить в Кронштадт (как выяснилось именно в день памяти Иоанна Кронштадского), где не были уже много лет. Заранее мы наметили несколько достопримечательностей, которые можно посетить за 1 день.
Начали мы с природного заказника "Западный Котлин", расположенного на Толбухинской косе. Еще и солнце не поднялось над горизонтом, когда мы подъехали к форту "Шанц" (он расположен на территории заказника) и, оставив машину на пустынной парковке, пошли осматривать оставшиеся от форта строения. Форт «Шанц» стал одним из первых в оборонной сети Кронштадта, и был построен в 1706 году. Впоследствии укрепление, конечно же, не раз перестраивалось, а причиной тому становились необходимость в реконструкции и модернизации для соответствия требованиям времени. Стратегическое значение «Шанц» имел вплоть до 1930-х годов, а после использовался лишь для размещения командного пункта береговой обороны и стационарных орудий в ходе Великой Отечественной войны. Как и некоторые другие форты Кронштадта, «Шанц» ныне пребывает в запустении, что не умаляет его популярности среди туристов. Увидеть старинный форт можно и в кино, ведь в 2014 году здесь проходили съемки фильма «Батальонъ», повествующем о женских батальонах смерти в годы Первой мировой. Сейчас здесь сохранились многочисленные орудийные дворики, в центре которых некогда располагались орудия, но местами они заросли кустарником.
Осмотрев сооружения форта, мы попали на экологическую тропу, по которой вышли к береговой линии и смотровой вышке. Несмотря на сильный ветер, мы все же поднялись на вышку, с которой открывался великолепный вид. Тем временем взошло над горизонтом солнце. Мы прошли по всей экологической тропе, устланной дощатым настилом, ознакомились с обитателями флоры и фауны на многочисленных информационных стендах, и через живописную арку вышли к нашей парковке.
Дальше наш путь лежал в город. Мы остановились на проспекте Ленина, недалеко от Гостиного двора. В 1827 году в Кронштадт прибывает Николай I, который отмечает весьма безобразное состояние здешних торговых рядов. Поэтому он отдает приказ о постройке гостиного двора — типового сооружения для того времени, предназначавшегося для местных и приезжих купцов, дабы те могли там заночевать, оставить свои товары на складе и, конечно же, продать их. Архитектором кронштадтского гостиного двора выступил В. И. Маслов, а в качестве архитектурного стиля был выбран классицизм — базовое решение для подобного рода строений. После реставрации в начале двухтысячных гостиный двор продолжил использоваться по первоначальному назначению, а ныне внутри находится торговый центр. Это место поражает своим контрастом, ведь при наличии всех современных технологий внутри сохранились интерьеры XIX века. Совсем рядом раздавались звон колоколов и пение из церкви Владимирской иконы Божией Матери, где видимо, шло праздничное богослужение, посвященное дню памяти Иоанна Кронштадского. В Кронштадте для гарнизонного полка в 1735 году был построен деревянный храм Владимирской иконы Божией Матери, который не сохранился до наших дней. Ныне же на его месте стоит грандиозный собор, построенный во второй половине XIX столетия. Необходимость в его строительстве возникла потому, что прежний храм уже не удовлетворял нуждам более чем 4-тысячного гарнизона. Отслужил своё храм чуть больше 50 лет и закрылся в 1931 году, ведь солдат Красной армии, как тогда пыталась убедить всех советская пропаганда, в Бога не верил. В середине прошлого века собор даже пытались разрушить, но после нескольких взрывов в соседних домах появились трещины и снос приостановили. На протяжении почти 40 лет здание пустовало, и лишь в 1990 году было возвращено православной церкви. Как и полагается, архитектурный памятник таких масштабов не мог остаться без внимания, поэтому спустя несколько лет собор был полностью отреставрирован. Сейчас собор вновь стоит в лесах, но внутреннее убранство его поражает своей красотой и величием.
От Владимирского собора мы прошли до Обводного канала. Сейчас, покрытый гладким льдом, он смотрится особенно красиво.
Обводный канал начинается у Итальянского канала и оканчивается через 3 километра в гавани Кронштадта. Канал создали в целях обороны и противопожарной безопасности после того, как Адмиралтейство начало переезд из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Впрочем, очень скоро в Адмиралтействе приняли решение остаться в Северной столице, но Обводный канал всё равно построили. Его ширины впритык хватало для проходов кораблей, а в некоторых местах канал расширили, чтобы встречные суда могли разойтись. Также через канал были проложены отводные мосты, но с появлением автомобилей и прекращением здесь судоходства они были заменены на обычные. Сегодня Обводной канал — это одно из популярных мест для прогулки по Кронштадту, во время которой можно увидеть многие достопримечательности острова. Так, пройдя вдоль ограды Обводного канала, мы обнаружили "Дерево желаний" в виде огромного уха на дереве, в которое надо прошептать свое желание. Кстати, такое же ухо мы видели в Петрозаводске на набережной Онежского озера. Пройдясь вдоль Обводного канала, мы вернулись к машине и поехали в сторону Петровской гавани. К сожалению, переезжая по Синему мосту через Обводный канал, мы не заметили небольшой памятник блокадной колюшке (для этого надо было выйти из машины). В годы блокады Ленинграда съестных запасов в городе практически не осталось, а из Финского залива была выловлена чуть ли не вся рыба. Оставалась разве что колюшка — мелкая рыбешка, покрытая костными пластинками вместо чешуи и имеющая шипы у плавника, из-за чего в обычное время её не вылавливали, и уж тем более не употребляли в пищу. Тем не менее в блокадное время даже такая рыба стала важным источником пропитания. Из-за своих маленьких размеров она с легкостью миновала сети, поэтому ленинградцам приходилось ловить колюшку сачками, рубашками, сумками и всем тем, что попадалось под руку. Рыбу жарили, готовили из неё уху, а жир использовался для приготовления мазей для лечения ожогов и ран. Многие блокадники обязаны жизнью колюшке, которую раньше не давали даже котам. В 2004 году у Синего моста на Обводном канале установили небольшой памятник, посвященный маленькой рыбке, спасшей большое число жизней.
Итак, мы доехали до Петровской пристани и остановились возле Итальянского пруда. Петровская пристань, она же Зимняя, — это одни из «парадных ворот» Кронштдата, куда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга. Помимо этого, у пристани на стоянке находится часть кораблей Балтийского флота — больших и грозных боевых машин. Они стоят здесь на протяжении всего года и даже зимой, из-за чего пристань и называют «Зимней». Когда остальная часть финского залива замерзает, то лед у пристани ломают при помощи ледоколов. Возвели пристань в 1714 году пленные шведские солдаты, а из камня её перестроили в 1882 году — тогда-то Петровская пристань и приобрела свой современный вид. Её обшили камнем и установили те немногочисленные декоративные элементы, а именно две чугунные вазы. Также на пристани можно увидеть и старинную пушку XIX века, выстрелом из которой оповещали о наступлении полудня или приближении наводнения. И всё же главная достопримечательность Петровской пристани — это великолепные виды на залив и проходящие корабли. Здесь же на пирсе находится деревянный маяк, один из немногих сохранившихся деревянных маяков в мире. Большинство маяков изначально были деревянными, но позднее их заменяли либо на каменные, либо на металлические ввиду большей надежности конструкции.
Маяк и по сей день используется по прямому назначению, а его свет заметен с расстояния в 30 километров. Практически с момента своего основания Кронштадт стал важной военно-морской базой России в Финском заливе. Здесь были не только оборонительные укрепления, но и судоремонтные мастерские, куда на ремонт вставали и зарубежные суда. Одним из грандиозных проектов ещё при Петре I стал сухой док, протяженностью более двух километров. После того как корабли заходили в него, вода откачивалась, что давало доступ к днищу судна и позволяло проводить ремонтные работы. Петр I не дожил до окончания работ, а завершен сухой док был уже при его дочери Елизавете Петровне. Сооружение частично работало до 2008 года, после чего окончательно пришло в запустение. Но даже несмотря на это, данная достопримечательность поражает своими масштабами даже спустя 300 лет. У Петровской пристани находится музей-макет фортов Кронштадта, но мы туда не пошли. Чтобы дойти до маяка, нужно было купить входной билет за 150 руб., мы тоже туда не пошли, а сели в машину и поехали в сторону Якорной площади. Остановились на улице Красной и по подвесному Макаровскому мосту через овраг Петровского дока перешли на Якорную площадь. Макаровский мост, проходящий над оврагом Петровского дока, соединяет Якорную площадь и Красную улицу. За свою чуть более чем столетнюю историю мост называли «Висячим», «Красным» и «Подвесным», но по итогу за ним закрепилось название «Макаровский» в честь вице-адмирала С.О.Макарова. До постройки моста овраг приходилось обходить пешком, а с его появлением путь с одной стороны на другую значительно сократился.
Однако изначально Макаровский мост строили к предстоящему визиту Николая II, который должен был приехать на торжественное освящение Морского собора. Необходимость его возведения заключалась в том, что требовалось сократить путь для императора от Петровской пристани до собора, а попутно решилась проблема преодоления оврага обычными жителями. С момента своего основания мост хоть и реконструировался, но оригинальный облик по большей части остался неизменным. Якорная площадь — это сердце Кронштадта, на которой расположены одни из главных достопримечательностей и откуда зачастую начинаются экскурсии по городу-порту. Своё название площадь получила не случайно, ведь до конца XIX века здесь размещался склад якорей и цепей, снятых со списанных судов. Позднее площадь использовали для проведения парадов и военных смотров, а в остальное время здесь гуляли горожане и гости из соседних городов. С Якорной площадью связано множество знаковых исторических событий, среди них: расстрел офицеров революционно настроенными матросами в феврале 1917 и Кронштадтское восстание в 1921, главным лозунгом которого было: «За Советскую Власть без большевиков!».Один из самых известных здешних памятников посвящен адмиралу С. О. Макарову — выдающемуся флотоводцу, полярному исследователю и кораблестроителю. Другой достопримечательностью Якорной площади является чугунная мостовая.
Сегодня в мире сохранились лишь две чугунных мостовых: одна в Нью-Йорке, а вторая в Кронштадте. Идею вымащивать дороги чугунными шашечками подсмотрели в Америке, где подобные мостовые были не только в Нью-Йорке, но и в Бостоне, Чикаго и ряде других городов. Для Кронштадта, с его болотистыми почвами, данное покрытие отлично подходило, поэтому в качестве эксперимента им покрыли небольшой участок у Пенькового моста. Эксперимент оказался удачным и чугунными шашечками покрыли другие дороги в городе, но во время войны из-за нехватки металла большую часть покрытия демонтировали и отправляли на переплавку. Благодаря своей уникальности участок чугунной мостовой на улице Коммунистической обрел статус достопримечательности, а посещение этого места обросло различными традициями. Одна из самых популярных гласит, что если девушка попрыгает на чугунных шашечках, то её ждет женское счастье и удача в любви.
Обойдя Якорную площадь, мы зашли в Никольский морской собор.
Никольский собор, построенный в 1913 году, стал последним морским собором России, при этом самым большим из когда-либо созданных. Разрешение на строительство было получено лично от императора Николая II, а средств на постройку собора не жалели, выбирая лишь лучшие материалы для внешней и внутренней отделки. Автором проекта выступил архитектор Василий Косяков, а в качестве доминирующего стиля был выбран неовизантийский, что особенно заметно по интерьеру Никольского собора. К сожалению, в оригинальном виде мало что сохранилось, так как во время Великой Отечественной войны храм неоднократно подвергался обстрелам, а в северной части собора до сих пор, как память, оставлен след от неразорвавшейся немецкой бомбы. Понадобились долгие годы и кропотливый труд сотен человек, дабы вернуть Никольскому собору его былую красоту. Огромные подвесные люстры, роскошный иконостас и настенная роспись — всё это поражает уже через секунду после того, как вы войдете внутрь. Не будет преувеличением назвать собор на Якорной площади одним из самых красивых храмов России, также он является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.
Посещением Морского собора закончилась наша экскурсия по Кронштадту. Ввиду того, что Кронштадт все-таки морской город, а на дворе зима, мы порядком замерзли. Наверное, следующее посещение Кронштадта следует приурочить к более теплому времени года, хотелось бы посетить подземные галереи форта "Риф" и другие форты, находящиеся в море.
При написании рассказа были использованы материалы сайта.
Татьяна Мысляева
|
|
|