главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Рёконьская пустынь-февраль 2024

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2023

Кронштадт - январь 2023

Русский север-2022

Лыжный поход по Кижским шхерам - март 2022

Рдейский Успенский монастырь - февраль 2022

Великий Новгоород, Ст.Русса - февраль 2022

Кировск ноябрь-2021

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад,Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицвы, Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр п-ов Средний

Рыбалка на Ведлозере - июль 2021

Кирха Каукола в Севастьяново-2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Карелия, озеро Толвоярви

  Последнее время мы зачастили в Карелию. Красота ее природы завораживает, и вправду, как в песне поется, «долго будет Карелия сниться, будут сниться с этих пор остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер». Поэтому взоры Юрия Бородулина опять обратились в эти края. Гуляя по просторам всемирной паутины, он наткнулся на описание озера Толвоярви. Район Толвоярви широко известен своими озовыми грядами и живописными ландшафтами. Уже в финский период это место привлекало туристов, но "настоящий" туризм стал развиваться в 20-е годы нашего столетия. Толвоярви привлекает карельской культурой, поэзией и природой. Природа Толвоярви отличается исключительным разнообразием. Почти все болота, занимающие 27% территории, и водные системы, охватывающие 13%, сохранились в своем естественном состоянии. Крупные лесные массивы десятилетиями оставались нетронутыми, хотя те или иные лесохозяйственные мероприятия проводились практически во всех лесах. В конце лета 1938 г. на озовой гряде, расположенной между озерами Исо-Толвоярви и Хирвас, началось строительство гостиницы, которое завершилось следующим летом.

  В комплекс входили многочисленные надворные постройки. Гостиница была выполнена в старокарельском стиле. В подвале находились отопительная и водопроводная системы. Нижний этаж занимали столовая, кухня и комнаты персонала. Для гостей предназначались два верхних этажа. Проработала гостиница всего один месяц, вплоть да начала советско-финской войны. А дальше, вплоть до 1944 года здание служило главным образом госпиталями и военными штабами для противоборствующих сторон (бывал здесь даже маршал Маннергейм). По результатам Северной войны территория Толвоярви отошла к Советскому Союзу и с тех пор и до нашего времени район переживает явно не лучший этап своей истории. Финское население деревень Толвоярви, Тсокки, Коккари и других, а также хозяева егерских ферм (крупные лесные массивы Хонкаваара, Ристоваара, Хейняваара, Гирвасваара и Лехтисенваара) ушли на территорию современной Финляндии. Вместе с гостиницей войной были разрушены и другие финские постройки и жилые дома. Место буквально опустело.
Летом и осенью 1940 года в окрестностях деревень Толвоярви и Корписельга работала земледельческая бригада, убиравшая урожай по финским хуторам. Начавшаяся Великая Отечественная война сильно затронула район Толвоярви. В 1941 году здесь был один из рубежей, где Красная Армия пыталась сдержать наступление немецко-финских войск (в частности, 163-ю немецкую Пехотную дивизию). В этом месте совершил свой подвиг Герой Советского Союза Петр Тикиляйнен. В 1944 году этот же рубеж штурмовали теперь уже советские войска в рамках Свирско-Петрозаводской операции 1944 года (21 июня–9 августа 1944 г.). После завершения Великой Отечественной войны в район вернулись люди, но это не было желанием людей, а, как и все в то время, выполнялось по решению партии. В районе были организованы два колхоза. Тот период довольно подробно описан в труде под названием НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО КОЛХОЗОВ СУОЯРВСКОГО РАЙОНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (на примере Корписельгского сельского совета), автор Потакин С.Б.
В настоящее время на территории района Толвоярви можно видеть необычные для российской территории указатели и информационные таблички. Также очень удивляют оборудованные площадки для туристов с кострищами, срубами, туалетами и пр. Все это появилось в начале 2000-х годов благодаря совместному российско-финскому проекту по созданию национального парка «Койтайоки — Толвоярви». 
Поддержка развития НП «Койтайоки — Толвоярви» была одной из задач, поставленной перед проектом TACIS «Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия» ENVRUS 9704, который осуществлялся с 1999 по 2001 г. В ходе реализации проекта администрацией Суоярвского района было создано муниципальное предприятие «Толвоярви». Основной задачей этой структуры является развитие и поддержание на должном уровне инфраструктуры парка, оказания услуг и развития туризма до момента официального учреждения национального парка. Муниципальное предприятие также являлось получателем технической поддержки на местном уровне в виде участия в программах обучения и получения оборудования, необходимого для обеспечения руководства парком. Вся эта помощь шла по линии проекта TACIS. (полный текст здесь).

 В общем, кратко ознакомившись с историей Толвоярви в интернете, мы двинулись в путь.

   14.08.2015. В 17.30 проехали Сортавалу, пошел сильный дождь, просто поливалово. Мы набрали воды в канистры прямо из Ладоги, т.к. сведений о родниках у нас не было. Через час дождь кончился и снова засияло солнце. Проехали Ляскеля, где красивая плотина через реку Янис. Как и в прошлый раз, потом повернули на грунтовку в сторону Суоярви. В Сюскюярви встретили группу велотуристов. Не доезжая Лоймолы, в 57 км от Суоярви поворачиваем налево на Райконкоски. На ночевку встали на озере Салменьярви в 19.30, т.к. нашли хорошее местечко, а до Толвоярви ехать было еще далеко. Едва успели поставить палатку, как в небе нависли синие тучи. Пронесет – не пронесет? Не пронесло. Юра пошел покидать спиннинг, но быстро вернулся из-за дождя. К счастью, дождь опять быстро кончился и в небе повисла двойная радуга. Спать легли чуть позже 22 ч. Где-то невдалеке находился карьер, и полночи было слышно, как сначала пищала предупредительная сирена «пип-пип-пип-пип-пип-пип», а потом «ба-бах!» - раздавался взрыв.

   15.08.2015. Встали в 6.30, позавтракали, выехали в 8.30. Переехали железную дорогу в Райконкоски. Съездили на разведку на озера недалеко от дороги слева, где мы сначала собирались переночевать, но все-таки туда не поехали. И правильно сделали. Во-первых, попали бы под дождь, а во-вторых, озера оказались заболоченными, без подъезда. Едем в сторону Толвоярви, по дороге периодически останавливаемся и собираем грибы. Около 11.30 мы доезжаем до озера, в двух местах уже стоит лагерь, едем дальше. Видим на горе остатки бывшей финской гостиницы и осматриваем ее. Потом на машине совершаем круг почета возле гостиницы, по той самой дороге, по которой тогда подъезжал автобус к этой гостинице, как на видео. Немного прикоснулись к истории… Да, финны были не дураки, когда строили гостиницу в таком красивом месте. И ведь раньше здесь регулярно по расписанию ходили автобусы (см. фото). Но что там автобусы! В расписании указаны номера телефонов во всех населенных пунктах, куда ходили автобусы. Стационарные телефоны в местах, в некоторые из которых сейчас и проехать-то нельзя! Стационарный телефон планировался и в толвоярвской гостинице (в расписании есть графа для отеля), но война помешала этим планам. Мы едем дальше по главной дороге, по которой раньше ездили на Мерседесах.
И тут мы увидели дорогу, резко спускающуюся к озеру справа от главной, по ней можно проехать только на внедорожнике, и мы едем туда. Несколько крутых подъемов и  спусков – и в 12 часов  мы на отличной стоянке! Чего здесь только нет! Столы, скамейки, умывальник, приспособление для мойки и сушки посуды, для тента на случай дождя и даже холодильник – выкопанная в земле яма, с крышкой и с надписью «холодильник». Места под палатки  застелены лапником, заготовлены дрова (правда, сырые). И нигде ни соринки! Не зря мы сюда приехали!
Мы быстренько обедаем супом харчо и чаем. В 13.30 Юра уезжает на велике, планируя проехать вокруг всего озера Толвоярви 40 км. Я чищу собранные грибы и отвариваю их партиями. В начале шестого вечера я начинаю волноваться. Сети здесь нет, да и телефон сел. Я иду прогуляться по окрестностям и фоткаю гряды (или груды) камней, не хуже чем на Воттовааре. Потом возвращаюсь и готовлю ужин. Юры все нет. Я завожу машину и заряжаю телефон. В 18.40 иду искать Юру. Выйдя на главную дорогу, останавливаю проезжающий мимо джип, спрашиваю, не видели ли они велосипедиста. Они сказали, что видели его часа 4 назад на третьей дамбе, а связи здесь нет нигде. Я их благодарю и иду обратно, и вижу, что навстречу мне едет Юра. Он проехал 74 км вместо 40, потому что дороги не соответствуют карте, в GPS одно, в карте другое, ну, в общем, как обычно. Очень много белых грибов прямо на дороге, по которой никто не ездит, но в основном старые, переросшие. Ужинаем в 19 ч., а в 20 ч. Юра решил порыбачить на лодке на каменной гряде посреди озера – луде.  Но там он поймал всего одного окуня  и поплыл к другому берегу, влево от нашей стоянки, и там рыбачил до темноты. Наловил 10 окуней и 3 плотвички. Я их почистила при свете фонаря, завтра сварим уху. Ложимся спать чуть позже 23ч. Сильный ветер.  

16.08.2015. Встаем в 8 часов. Сварили яйца, попили кофе, Юра поплыл на рыбалку, я осталась в лагере хозяйничать, собирать палатку, вещи, варить уху. Юра сначала поплыл на вчерашнее место влево, но там  за час ничего не поймал, потом поплыл в сторону луды. Приплыл через 1,5 часа, ничего не поймал. В 11.30 едим уху, получилась очень вкусная, а главное, не пересоленная. Собираем вещи и уезжаем с этой замечательной стоянки. Я фотографирую каменный мост, по которому мы едем. Доезжаем до перекрестка на Вяртсиля. Юра опять садится на велосипед, чтобы все-таки найти дорогу, по которой он должен был приехать к нашей стоянке. Он уезжает в 13.20, сказал, что приедет часа через 1,5. Но вскоре возвращается: одну дорогу он уже разведал, она тупиковая и ведет к озеру Толвоярви, и на ней стоит 2 финских дома. Я иду туда. Первый дом 1-этажный щитовой, но сразу видно, что не русский. Дверь открыта, я захожу внутрь. Везде следы жилья, кровати, подушки, а в холодильнике есть даже крупы. Икона, на стене открытка «любимому дедушке». Видно, дедушка уже почил в бозе. На улице есть даже собачья будка. Заросли красной смородины с огромными ягодами и огромный малинник. Поев немного ягод, я двигаюсь дальше. Слева от дороги на пригорке стоит красивый 2-этажный бревенчатый дом. Дверь вроде на замке. Я заглядываю внутрь через стекло. Как оказалось, что замок не закрыт, просто висит, Юра заходил туда внутрь, там все новое, хорошо сделанное, но не обжитое. И фото 6 мужиков на фоне этого дома. Жалко, что я не попала внутрь, а у Юры не было фотика. На доме прибита табличка с фотографией, что здесь было кладбище немецких солдат. Кто же построил эти дома и почему бросил? Я иду дальше к озеру. На озере волна – будь здоров! На берегу сделанные в финском стиле постройки – навесы для туристов. Но вокруг все заросло травой в человеческий рост, а внутри – какие-то грязные матрасы и куча пустых бутылок из-под водки. Видимо, это те самые постройки из российско-финского проекта по созданию национального парка «Койтайоки — Толвоярви». Невдалеке я вижу еще одно строение, а за ним – баня. Захожу внутрь, там тоже все здорово, даже есть стиральная машина, и, похоже, когда-то это все функционировало, а сейчас на бане почему-то нет крыши. Тут же рядом с баней захоронение с крестом, а за ним огромная изогнутая во все стороны 2-стволовая сосна и небольшой причал. Вдоль мостков растут ярко-красные ягоды, похожие на бруснику, я попробовала и выплюнула – сладковатые и внутри косточка (и правильно сделала: уже будучи дома, прошерстив интернет на предмет дикорастущих ягод, я с трудом нашла, что это ядовитые ягоды и называются они «волчье лыко»). Я возвращаюсь обратно. Юра уже съездил на разведку, ничего хорошего не разведал, нужной дороги так и не нашел. В 14.20 мы садимся в машину и направляемся в сторону Вяртсиля, в погранзону. Дорога здесь гораздо хуже, чем когда мы ехали через Райконкоски. Примерно через час мы подъезжаем к закрытому шлагбауму, под которым по всей ширине лежит полоса с огромными шипами. Из будки выходит пограничник с собакой. Юра показывает наши загранпаспорта с визой и говорит, что мы едем в Финляндию через Вяртсиля. Пограничник осматривает машину, записывает данные о нас в журнал, поднимает шлагбаум и убирает шипы. Мы проезжаем и едем 30 км вдоль русско-финской границы прямо рядом с контрольно-следовой полосой. На середине дороги встречаем трех пограничников, делающих обход. Немного не доезжая до Вяртсиля, у дороги стоит памятник солдату и могила сбитых русских летчиков. От Вяртсиля едем мимо Рускеалы, мимо знакомых по гонкам Nike ACG Challenge и RedFox мест, и выезжаем на основную трассу в сторону Сортавалы. Машин, возвращающихся из Карелии в Питер, очень много. Юра летит по грейдеру, как метеор, обгоняя в тучах пыли «паровозы» машин. И вот в 19.40 мы уже в Шушино. Решили переночевать здесь, чтобы в понедельник с утра поехать в Питер. Здесь все фото.


Татьяна Мысляева


Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.