главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад, Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицы,Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр, полуостров Средний

Рыбалка на Ведлозере июль 2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Русский cевер-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр, полуостров Средний


  24.7.21. Переночевали в Шушино, выехали в 6.45. Едем в Карелию. В 11.30 мы в Долине зайцев. Какой-то мужик что-то вырезает на скале, но это не Сергей Гапанович. Сергей на телефонные звонки не отвечает, и мужик про него тоже ничего не знает. Мы находим своего зайца № 417. Он расположен в верхней части скалы во втором ряду. До него не достать. Но я забираюсь на скалу насколько возможно и фотографируюсь. Едем дальше. На трассе кое-где ремонт и реверсивное движение. Около 16ч пообедали у озера на 800-м километре.
  
  В 17ч за Подужемской ГЭС отвилка направо на город Кемь, едем на военный аэродром «Подужемье». Кемь (Подужемье) - военный недействующий аэродром, расположенный в 16,6 км юго-западнее одноимённого города Кемь Кемского района в Республике Карелия. Аэродром во время войны использовался в интересах войск Карельского фронта. В марте 1944 года на аэродроме базировались части оперативной группы 8-го авиационного корпуса дальнего действия: оперативная группа 36-й авиационной дивизии дальнего действия и 109-й авиационный полк дальнего действия на самолетах Ил-4. Бетонная ВПП аэродрома длиной 2,5 км построена в 1953 году на основании плана формировании новой системы ПВО СССР для размещения частей истребительной авиации ПВО. С октября 1953 года на аэродром перебазировался 265-й истребительный авиационный полк 336-й истребительной авиационной дивизии с аэродрома Румбула на самолетах МиГ-15. В 1954 году полк перевооружён на самолёты МиГ-17. С мая 1955 года на аэродром после выполнения правительственного задания в Китае перебазировался 348-й истребительный авиационный полк ПВО с частями обеспечения. В 1956 году из-под Читы перебазировалась отдельная разведывательная авиационная эскадрилья на самолётах МиГ-17. В 1965 году полк перевооружён на новые модификации МиГ-17ПФ, оснащённых радиолокационными прицелами. В 1969 году полк первым в 10-й ОА ПВО приступил к переучиванию на сверхзвуковой истребитель Су-15, а в дальнейшем на Су-15ТМ, на котором пролетал до своего расформирования в 1994 году. В период с 1 сентября 1953 года по 1 июля 1960 года на аэродроме базировался штаб 336-й истребительной авиационной дивизии. Летчик 265-го иап капитан Босов А. 20 апреля 1978 года на самолёте Су-15ТМ повредил южнокорейский «Боинг»-707, нарушивший государственную границу СССР и совершивший аварийную посадку на лёд замёрзшего озера на Кольском полуострове.
   Слева от основной дороги – заросшая дорога на аэродром. Там стоит шлагбаум с надписью «Стой! Запретная зона». Но мы все равно идем. Я немного замешкалась и не видела, куда ушли Юра с Васей. Захожу за шлагбаум и вижу, что налево уходит заросшая асфальтовая дорожка, иду по ней. Там проходит провод, видно, что действующий, местами замотанный свежей синей изолентой. Я звоню Васе, они уже на взлетной полосе, говорят, что идти минут 5, никуда не сворачивая. Я иду и вижу впереди здание, похожее на диспетчерско-командный пункт, дверь в него открыта, возле него стоит машина и мужик в военной форме и курит. Я подхожу, здороваюсь и спрашиваю, не видел ли он тут 2 мужчин. Мужик смотрит на меня с изумлением и говорит: «Как вы сюда попали? Здесь запретная зона. Зачем вы сюда пришли?» Я немножко испугалась, спрятала фотик в карман на всякий случай и говорю: «Они пошли посмотреть, я не видела куда, и тоже пошла», а сама разворачиваюсь и ухожу, пока не замели. Вслед он мне сказал: «Нечего здесь смотреть. И вообще, здесь медведи ходят». Я быстро-быстро пошла обратно, а когда подошла к шлагбауму, то увидела Юру с Васей. Оказывается, надо было идти прямо за шлагбаумом, но я не заметила главной дороги и пошла налево. Юра с Васей осмотрели взлетную полосу, она частично заросла, но как запасной аэродром, возможно и пригодна. По данным 2021 года власти Карелии начали сотрудничество с частными компаниями для развития авиасообщения между районами Карелии. В планах правительства также принять в республиканскую собственность бывший военный аэропорт в Подужемье в Кемском районе. Транспортный объект сейчас находится в стадии передачи. По словам главы Карелии Артура Парфенчикова, аэродром обладает посадочной полосой длиной более двух километров, что делает его интересным для авиакомпаний.
  Рядом с аэродромом протекает река Кемь, справа от дороги неплохое место для стоянки. Возможно, здесь остановимся на обратном пути.
   В 18.30 мы встали на ночевку на озере Кереть слева от трассы Кола (989 км), не доезжая поворота на Энгозеро, где мы обычно ночевали на озере Белочьем. Кереть – большое озеро с целой системой проток. Берега высокие, не болотистые. Мы остановились лишь на третьей  стоянке от дороги, так как на первой стояли байдарочники, на второй – машины. Берег каменистый, но купаться не хочется, жары  нет. Мы поужинали и легли спать в 21.30.
    25.7.21. Встали в 6. Позавтракали, выехали в 7.15. +16 градусов, солнышко. Примерно через час проезжаем Полярный круг и фоткаемся. Дальше опять частично ремонт на трассе Кола. В 12 часов заехали в дождь в 15 км от Мурманска, но он быстро закончился. Около 13ч мы приехали в Мурманск и сразу поехали в музей ВВС СФ на ул. Торцева, 15. Там мы получили пропуск на проезд в Сафоново и в Североморск. Мы должны проехать через КПП завтра с 8 до 10 утра. По дороге заехали в «Ленту», отоварились. Потом мы поехали в краеведческий музей на ул. Академика Павлова, д. 1А. Билеты стоят: для Васи – 210 руб., для нас (пенсионеров) – по 60 руб. Мы были там целый час. Очень интересная экспозиция и народу немного. Здесь фото Мурманска и музея.
   К 15 ч  мы приехали в офис фирмы «Квартира 51РФ» по аренде квартир на Северном проезде, 18. Там мы сняли  на 2 суток 1-комнатную квартиру по адресу: Северный проезд, д.2, кв.20 на 6 этаже, за 2500руб/день + 2000руб. залог. Квартира довольно благоустроенная, только плита убитая и сушилки нет на кухне. Красивый вид из окна на Кольский залив, видны кораблики. Вечером посмотрели по ТВ олимпиаду, постирали шмотки.

    26.7.21. Встаем в 7, завтракаем. Пасмурно и холодно.  Выезжаем в 8.45. По дороге в Сафоново ремонт, можно попасть в пробку. В 9ч проехали КПП, у нас проверили пропуска и паспорта. В Сафоново у нас экскурсия с 11.30 до 13, еще рано, поэтому едем в Североморск в городской парк. В парке красивый деревянный Свято-Андреевский храм, симпатичная детская площадка. На горке виднеется памятник – самолет ИЛ-4. На берегу моря находится музей «Подводная лодка К-21». Экскурсия у нас назначена на 15.00, но мы позвонили туда и договорились, что нам проведут экскурсию в 10 часов. А пока мы погуляли по парку и площади Мужества.
    Экскурсия была очень интересной. Лодка к-21 – это крейсерско-эскадренная дизель-электрическая торпедная подводная лодка, XIV серия. Технические характеристики: 1500/2117 т; 97,7х7,4х4,04 м; 8400+2400 л.с.; 22/10,3 уз; 16500/175 миль; 100 м; 6 носовых и 4 кормовых 533-мм ТА, 2 - 100-мм и 2 - 45-мм орудия; 62 чел.
    Главный конструктор М. А. Рудницкий (НИИ военного кораблестроения). Заложена 10.12.1937 г. в Ленинграде, на Заводе N°194 (им. А. Марти), 16.08.1939 г. спущена на воду. 3.02.1941 г. вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный. 17.09.1941 г. зачислена в состав Северного флота. Активно участвовала в боевых действиях на Севере в период Второй мировой войны, совершила 12 боевых походов, совершила 6 минных постановок. 5.07.1942 г. обнаружила в р-не о. Серё-Рольвсё немецкий линкор "Тирпиц", шедший с охранением для атаки конвоя PQ-17. После безуспешной торпедной атаки (18:01) К-21 всплыла и сообщила его координаты. Перехватив радиограмму, немецкое командование приняло решение о возвращении линкора на базу. 23.10.1942 г. награждена орденом Красного Знамени.
    В 1982-1983 гг. установлена в Североморске в качестве мемориала. Экспозиция корабля-музея посвящена истории К-21 и боевым действиям подводных лодок Северного флота в годы Второй мировой войны. Экскурсия обошлась нам в 800руб. на троих.
   В 11.10 мы помчались в Сафоново, туда ехать как раз минут 20. Нам уже стали звонить оттуда и объяснили, как туда добраться.  Музей военно-воздушных сил Северного флота, открыт 20 августа 1976 г., в год 40-летия создания первого авиаобъединения на Северном флоте в посёлке Сафоново (Губа Грязная) на месте первого аэродрома для гидросамолётов. С 2013 года - филиал федерального государственного казённого учреждения культуры и искусства «Военно-морской музей Северного флота» Министерства обороны Российской Федерации. В музее три зала: военного времени, памяти о погибших, послевоенного периода.
  
 В экспозиции представлены фотоматериалы, документы по истории авиации Северного флота, образованной в 1936 году. Особое внимание привлекают личные вещи ветеранов авиаторов-североморцев, среди которых пятьдесят три Героя Советского Союза, в том числе легендарный командир 2-го гвардейского авиаполка Б.Ф. Сафонов, удостоенный этого высокого звания дважды. В наши дни шесть лётчиков морской авиации Северного флота удостоены звания Героя Российской Федерации, среди них — генерал-майор Т.А. Апакидзе, трагически погибший в 2001 году. В залах музея представлены работы знаменитого фронтового фотокорреспондента Е.А. Халдея, скульпторов: народного художника СССР Л.Е. Кербеля и заслуженного работника культуры РФ Э.И. Китайчука, художника В.М. Вовка.
 В 1983 г из посёлка Корзуново (Луостари) был перевезен дом, в котором жил Ю.А. Гагарин во время службы в Заполярье (1957-1960 гг.). 30 июля 1983 года состоялась торжественная церемония открытия дома-музея Ю.А. Гагарина, в котором воссозданы мемориальные комнаты и размещена экспозиция о службе будущего космонавта в военно-воздушных силах Северного флота.
      В ангаре музея собрана коллекция самолетов и вертолётов военного и послевоенного времени. Многие из них были найдены в сопках и восстановлены авиаторами-североморцами.
Мы осмотрели все экспозиции (экскурсии обошлись нам в 2000руб.), замерзли на улице и перекусили в машине чаем из термоса и бутербродами. Поесть в кафе в Североморске Юра наотрез отказался заранее. Здесь все фото Сафоново и Североморска.
   После этого мы снова поехали в Североморск на Приморскую площадь, где стоит Североморский Алёша – памятник героям-североморцам. А потом посетили воинский мемориал и воинское кладбище. И после этого поехали домой, в Мурманск. На обратном пути на КПП у нас опять смотрели документы.
 
  В Мурманске мы сразу поехали к Семеновскому озеру, где в 2017 г. открылся новый памятник. Памятник называется "Печная труба". Он представляет собой монумент в виде сгоревшей, но уцелевшей от бомб печной трубы, и фотографии Мурманска времён Великой Отечественной войны.
  
 18 июня 1942 года вражеские самолеты сбросили на город 12 тысяч авиабомб, уничтожив более 600 домов. В один день тысячи жителей лишились крова, целые кварталы стали пепелищами, остались лишь остовы печных труб.  В память о страшной дате на южной стороне Семеновского озера и  построен этот  мемориальный комплекс. Монумент сделан на основе снимков знаменитого фотографа Евгения Халдея, прошедшего с  камерой от Мурманска до Берлина. Рядом располагается смотровая площадка на Семеновское озеро и  площадка, с которой открывается вид на город.
   День был насыщен впечатлениями, но мы с Васей после ужина еще сходили погулять. А тем временем в голове у Юры созрел грандиозный план… Мы планировали на следующий день выспаться, в 12 часов забрать пропуска на Лиинахамари в ФСБ и потом попробовать проехать к заброшенному аэродрому Кошка-Явр. Но сложность в том, что туда надо ехать через действующий танковый полигон, куда нас могут не пустить. И еще в том, что дорога туда трудно проходима, очень глубокие лужи, и возможно, что придется идти пешком 10 км туда и 10 км обратно по лужам местами по колено. А 27 июля – это единственный день, когда по прогнозу ожидается +20 и без дождя, в то время как до сих пор мы ходили в теплых куртках. Итак…
   27.7.21. Мы встали в 3 часа ночи (благо, что ночь белая!). В 4.15 мы уже сдали в офисе ключи от квартиры. Пока еще пасмурно и +8. Едем из Мурманска в сторону Титовки. В 6ч на КПП в Титовке у нас проверили паспорта, спросили, куда едем. Мы сказали, что в Печенгу, в Луостари, на Рыбачий. И мы сразу поехали в сторону Луостари. После Печенгского мужского монастыря мы поехали влево по старой Луостарской дороге. В 6.40 мы подъехали к полигону.
  Шлагбаум открыт, бетонные блоки стоят в шахматном порядке, позволяя между ними проехать. На КПП стоят машины, военные палатки, но никого нет, все спят. Висит устрашающий плакат: «Стой! Проезд проход запрещен, идет боевая стрельба». И мы едем дальше по старой Луостарской дороге. Чуть дальше слева от дороги стоит военный палаточный лагерь из камуфляжа, но там тоже все спят, и мы едем дальше. Солнце поднимается, теплеет. Мы доезжаем до памятника геройски погибшему в 1944г. Шевцову Василию Фомичу справа от дороги.
 
 И направо от памятника идет дорога на аэродром Кошка-Явр.  Прямо дорога обрывается у реки Титовка, где раньше был мост. Но, не доезжая реки, направо идет дорога к действующему броду через реку Титовка. Там неплохое место для лагеря, там мы и остановимся на ночевку после аэродрома. Мы возвращаемся к памятнику и едем на аэродром. Сначала пытаемся ехать на машине, промеряя глубину луж в сапогах-забродниках. Но потом Юра сходил на разведку и сказал, что луж очень много и так мы будем продвигаться очень медленно и надо идти пешком. Уже изрядно потеплело, мы одеваемся довольно легко и берем с собой джек-бойл и продукты на обед. Оставляем машину возле болотца, где растет морошка, справа от дороги. Идём пешком. Появляются первые грибы. Мы их складываем на обочине и оставляем метки – большие ветки на дороге, чтобы собрать их на обратном пути. Местами удается полакомиться морошкой или черникой. Это очень кстати, так как я забыла взять из машины энергетические батончики, купленные именно для этого похода. Дорога то песчаная, то каменистая, то лужи. На песке следы то ли волка, то ли собаки и следы колес крупногабаритной техники или гусениц танков. Дорога идет в общем направлении вдоль русла Титовки, то отдаляясь, то приближаясь к нему. В одном месте было видно порог на реке и симпатичную туристскую стоянку, видимо, там плавают иногда водники. Мы идем уже 2 часа. По дороге мы слышим далекие выстрелы. Действительно стреляют, похоже на автоматную очередь и на стрельбу из орудий типа танков или БТР. Видно, на полигоне начались ученья. Около 11 мы подходим к железнодорожным путям и идем по ним влево до моста через реку Титовка.
  
Мы переходим по мосту через реку. За мостом станция Титовка (это старая Титовка, в отличие от Новой Титовки, где находится КПП). Раньше тут ходили поезда из Печенги, да и сейчас прошел какой-то состав из 2-3 вагонов. Слева от железной дороги стоит жилой дом,  скорей всего, обходчика станции и разрушенное здание самой станции. Справа от дороги памятник воинам. За железкой, видимо, располагался поселок. Там разрушенные строения. Мы идем по дороге, которая приводит нас опять к Титовке и автомобильному мосту через нее. Уже совсем тепло, светит солнышко, внизу шумит водный перекат и мы решаем здесь пообедать.
  Воду берем из реки, снимаем мокрые кроссовки и слегка просушиваем носки во время обеда. После обеда идем дальше через автомобильный мост по дороге, которая приводит нас прямо к взлетной полосе. Она состоит из бетонных плит, швы которых промазаны битумом, но все равно местами в швах вырастают цветы и трава.  Длина ВПП – 3 км. Мы проходим примерно половину. Слева от ВПП  находится полоса рулёжки, она заросла еще больше, там растут уже небольшие кусты. Дата постройки аэродрома неизвестна. Из википедии: «Аэродром предназначался для временного размещения на нём до полка тяжёлых самолётов типа Ту-16 или Ту-22М в угрожаемый период, либо в случае боевых действий. Для поддержания функционирования аэродрома на северо-восточной окраине лётного поля размещалась воинская часть обеспечения (с большой долей вероятности — авиационная комендатура). Расформирована ориентировочно в конце 80-х годов, аэродром брошен, все помещения порушены, людей нет.»
 
 Мы нашли одно полуразрушенное строение на горке возле полосы рулежки, но оно не похоже на диспетчерско-командный пункт. Уже реально становится жарко, и мы решаем искупаться в озере недалеко от ВПП. Водичка бодрящая, но этого хватает ненадолго. Обратно мы вышли около 13ч. Мы идем другой дорогой, не возвращаясь к мостам, и через час подходим к железнодорожным путям, где четко видны следы крупногабаритной техники, переезжающей через рельсы, но никакого переезда нет. Мы идем дальше, собирая по дороге оставленные грибы.
 
 После 14 часов стрельба прекратилась, видимо, вояки пошли на обед. К машине приходим около 16ч и едем к броду через реку Титовка, ставим там лагерь на берегу. После обеда вояки  больше не стреляли. Мы готовим ужин, жарим грибы, вечером налетает мошкара. Мы с Васей после ужина моем в реке кроссовки, вдруг приезжает «Жигули» (пятерка или семерка) и с разбега заезжает в воду и едет с большой скоростью через брод по сложной траектории. К сожалению, у нас не было рядом ни телефона, ни фотоаппарата, чтобы запечатлеть это зрелище, а оно того стоило! Просто всё произошло очень быстро. В машине сидел 1 мужик. Мы всё ждали, когда он поедет обратно, но он так и не приехал. Куда он уехал, как он проехал через военный кордон – об этом история умалчивает. Вместо него через некоторое время приехал квадрик с парнем и девушкой, но они побоялись ехать через брод и повернули обратно. Тут Юра решил проехать через брод, он успел запомнить, как ехал мужик. И его задело, что мужик проехал на «Жигулях» - а он что, хуже? И он действительно проехал. На этот раз мы его снимали с Васей и еще на видеорегистратор. На том берегу он немного проехал по дороге, она потом выходит на старую Луостарскую дорогу уже за рекой. Спать ложимся пораньше, завтра надо выехать ночью, чтобы опять проехать полигон, пока все спят. Я легла в 9 вечера, Юра с Васей на час раньше. Ночью похолодало и пошел небольшой дождик. Можно посмотреть видео про Кошка-Явр.
   28.7.21. Встали в 3 часа. Холодно. Выехали в 4.35. Примерно через час проехали через военный лагерь. Всё тихо, все спят. Проезжаем мимо Печенгского монастыря, мимо Заполярного, едем в сторону Титовки, но, не доезжая КПП, поворачиваем на дорогу на полуостров Средний. Кое-где туман, моросит мелкий дождь, +7. У Пьяного ручья остановились, но выпили только чай из термоса. На перевале Муста-Тунтури спуск-подъем, где Юра ездил на велосипеде, сильно раздолбали. Вдоль дороги вместо ржавых машин кое-где появились памятники с рулем, видимо, погибшим водителям. И вот мы уже на Среднем. На побережье Баренцева моря у хребта Муста-Тунтури теперь стоит глэмпинг – гламурный кемпинг. Туда на машинах-шаттлах  с флагами возят туристов. Но мы едем дальше.
 
  В некоторых местах мы видим огромные кучи мусора, специально приготовленные для вывоза. Видимо, все-таки развитие шаттлового туризма позволяет выделять деньги на сбор и вывоз мусора, а может это делают энтузиасты. И это хорошо.
  Слева от дороги, по которой мы едем, в море видны 2 острова – это Айновские острова. Они расположены в 5 км от полуострова Средний  в заливе Варангер-фьорд и являются частью Кандалакшского заповедника.
   Между островами пролив глубиной до 17 м. На территории островов находятся гнездовья птиц. В этом году на островах были обнаружены колонии тупиков. Русское название «тупик» происходит от слова «тупой» и связано с массивной, округлой формой клюва птицы. Латинское название fratercula arctica означает «арктический монашек» и было дано из-за того, что внешне птица напоминает монаха в рясе. Английское название puffin - «толстячок» связано с неуклюжим видом птицы. На Айновских островах Мурманского побережья обитает самая крупная колония этих птиц в России. (Источник: https://www.tv21.ru/news/2021/07/23/na-murmanskom-poberezhe-vstretili-atlanticheskikh-tupikov.) Поэтому посещать эти острова обычным туристам строго-настрого запрещается. За этим следит катер «Береговой охраны», плавающий недалеко от островов.
  
По дороге к «Двум братьям» мы опять заезжаем на полигон с каменистым подъемом. Вояки убирают деревянные фигуры, по которым они стреляют. Навстречу нам с каменистого спуска едет военная машина с ковшом, приходится ждать, пока они проедут. Надо сказать, что на дороге появились указатели с надписями или красные палки, показывающие основную дорогу.  Постепенно теплеет, то дождь моросит, то солнце выходит, температура уже +9+10.
  
В 12.30 мы у «двух братьев». Тут уже стоят несколько джипов или «буханок» с флагами, которые возят сюда туристов посмотреть на «братьев» и берег рыжих камней. Народу много, все ходят, смотрят, фотографируются. Возле «братьев» сделан невысокий искусственный бруствер из камней, чтобы автомобили своими колесами не месили землю и не подъезжали близко к морю, и это правильно. На «братьях» растет родиола розовая, ее заметно больше стало, чем было в 2016г, когда мы были здесь первый раз. Недалеко от того места, где мы стояли тогда, стоит одинокая палатка. Остальные все приезжают, смотрят и уезжают. И, наверное, это тоже правильно. Юра вообще не хотел подъезжать к «берегу рыжих камней», я его еле уговорила, и он дал мне на осмотр 5 минут. Конечно, я не успела сфоткать и половины.
   Мы отъехали немного от «двух братьев» и остановились пообедать на поляне справа от дороги, на которой явно располагались многочисленные группы туристов. Но мусора нет. Потом мы возвращаемся на основную дорогу и едем дальше по периметру полуострова Средний. Местами лужи на дороге глубокие, но мы едем без просмотра – не первый раз мы уже здесь. Дорогу велосипедного марафона Муста-Тунтури вокруг Среднего реально раздолбали. Машину болтает из стороны в сторону. На Среднем на ночевку вставать негде. Сразу после Среднего, где справа от дороги белый памятник – воин и мальчик – за ним вскоре течет бурный ручей, он называется «Трезвый». Едем дальше через перевал по трассе веломарафона и находим симпатичное место справа от дороги, рядом озеро, из него вытекает ручей, со всех сторон скалы – очень красивое место, прямо Швейцария.
  
 В 17.40 у нас уже стоит лагерь. Уже реально холодно. Палатка немного мокрая сверху после вчерашнего дождя, но на ветру она просушивается. После ужина Юра сразу лег спать, а мы с Васей ходили на гору. От нашей стоянки в гору идет дорога, очень похожая на старую немецкую дорогу, такие же подпорные стенки из камней. Она идет-идет до другого озера и потом исчезает, но через всю долину были протянуты электрические провода, столбы от которых лежат поваленные и полусгнившие, и остатки проводов тоже есть. У нас появились соседи – пешая группа из 3 человек. Сначала 2 из них залезли на противоположную гору и запустили геликоптер. Он пролетел над нами и опустился куда-то дальше. А потом они туда пришли и поставили там палатку. Но место не очень удачное, буквально рядом с дорогой. А шаттлы-туристовозы продолжают ездить туда-сюда даже вечером, хотя уже 9 часов вечера.
  
Когда мы ужинали, мимо проехал КАМАЗ с углем и два БТР, один из которых тащил другого. Шаттлы продолжали возить туристов еще долго. А около 12ч ночи проехали обратно мимо 2 БТР.  
   29.7.21. Утром в 6 прозвенел будильник. И вдруг после него начал накрапывать дождь, и всё сильнее и сильнее. Мы решили готовить завтрак под тентом палатки. Подождали минут 20, дождик вроде поутих. Мы позавтракали, а потом даже выглянуло солнышко ненадолго. Дул небольшой ветерок и мы успели подсушить палатку. Выехали в 8 с копейками. Навстречу тянутся автомобили в сторону Рыбачего. 2 раза встретили БТР. Один раз он ехал навстречу, видимо, помогать застрявшему военному грузовику. А потом он ехал обратно и обогнал нас. Ехал он очень быстро по колдобистой дороге, за ним было пристроилась «Нива», которую подбрасывало на ухабах, точно мячик, но вскоре она отстала. Дорога сильно убилась за эти годы. Юра сказал, что даже на велосипеде ехать по ней нет никакого удовольствия. Можно посмотреть видео про полуостров Средний.
  После КПП в Титовке мы поехали в сторону Никеля. В Никеле зашли в магазин «Пятерочка» за продуктами. Потом мы поехали по дороге, которая идет в сторону МАПП Лотта, через который мы ездили в Саарисельку. Там Т-образный перекресток, стоит КПП и шлагбаум. Направо – Лотта, налево – Мурманск. Нам налево. У нас проверили паспорта, и мы поехали в сторону Верхнетуломского. Встали на бурной реке Шовна. Очень красивая река, порог шумит, почти что каньон. Стоянка неплохая, но комаров будет много.
   Возле стоянки стояла «Нива», а мужик из нее ловил в реке горбушу на креветок. Мы с Васей поехали в Верхнетуломский за креветками, обошли все магазины, но креветок не нашли. Вернулись обратно, а мужик уже наловил штук 5-6 рыбин здоровенных. Мы попросили продать нам оставшихся креветок, но он отдал даром и дал советы, как ловить. Мы попробовали покидать, но ничего не получилось, слишком легкое грузило и слишком маленькое расстояние от крючка до поплавка. Мы поужинали. Тем временем приехала еще одна машина с рыбаками. Парень подошел к нам, поинтересовался насчет рыбалки. Он сказал, что недавно мужики наловили здесь 60 кг рыбы, а они сами тоже поймали голов 20. Парень нам объяснил, как надо готовить снасти. Грузило должно весить 10г, от грузила до крючка 15-18 см, а от крючка до поплавка примерно 1 м. И поплавок должен быть большой.
  Юра нагрел мне воды в котле, и я помыла голову. Комары меня закусали. Юра лег спать в 6 часов вечера. А Вася сделал удочку и мы пошли ловить. Но он закинул не в суводь, а далеко на струю и тут же крючок зацепился за камень, Вася стал тянуть и леска порвалась. Всё, наша рыбалка на этом закончилась. Больше поплавка у Юры нет. А 2 мужика на другом берегу всё тягают и тягают.
   30.7.21. Встали в 6.30. Дождя нет, но пасмурно, +10. Позавтракали. Выехали в 8 с копейками, едем в Мурманск. Заехали в ОКЕЙ, прямо на парковке вскипятили воду в джек-бойле и попили кофе. Зашли в рыбацкий магазин, червей нет, только опарыши. К 12 часам подъехали к ФСБ. В здание не пускают. К 12 к шлагбауму выстраивается очередь, выходит сотрудница с толстой папкой и выдает пропуска. Куча курьеров, которые получают пропуска для кого-то, много «геморроя». Наши пропуска нашлись, но почему-то у меня и у Васи не указан полуостров Немецкий, а у остальных указан. Пропуска действуют до 30 июня 2022 г. Сейчас мы все равно туда не поедем. Едем в сторону Беломорска.
   Червей нигде нет, по дороге звонили в Мончегорск, потом в Кандалакшу. Наконец в Кандалакше нашлись возле вокзала, в магазине «Рыбачьте с нами». Для нас оставили последних. Едем дальше.
   В 16.20 въехали в Карелию и вскоре проехали Полярный круг. В 17ч попили чаю на берегу озера Плотичное. +15 градусов. В 18ч, как и обещали, начался дождь и очень сильный. Мы доехали до развилки на Кемь, заправились и повернули на Кемь. Проехали Подужемскую ГЭС, вскоре за ней слева аэропорт «Подужемье», а прямо напротив справа от дороги съезд к реке Кемь. Здесь мы будем ночевать. Сегодня никого нет, хотя место, видимо, популярное, всё вытоптано. Ждем, пока немного дождь стихнет.
   Палатку и машину поставили ближе к реке, а тент натянули немного поодаль между деревьями и там поставили стол. Сготовили ужин. В 21ч дождь перестал, как и предсказывали. Вода в реке очень грязная. Хорошо, что у нас есть запас пресной воды. Спать легли около 22ч.

Продолжение следует.








Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.