Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах-2016
30.12.2015. В 20.30 выехали из Кузьмолово, -8. По дороге слушаем «Остров Крым» Василия Аксенова.
31.12.2015. В 8.30 приехали в Апатиты, ехали 12 часов, за рулем все время был Юра. Встретились с Григорием-хозяином квартиры по адресу: улица Космонавтов, 12-46. Зашли в квартиру, такая же хрущобная двушка, как была на Бредова, такая же когда-то раздолбанная, но немного подновленная, вставлены стеклопакеты. Полы прогибаются под каждым шагом, как будто ходит стадо слонов. Хозяин при нас снял грязное белье с постели, помыл грязную посуду, которая лежала в раковине, подмел пол, пока мы таскали вещи. Платим по 3000 руб. в сутки. С посудой не густо, всего 3 тарелки, 1 чайная ложка, но в изобилии столовые ложки, вилки и ножи. Нет спичек, чтобы зажечь плиту. Хозяин по нашей просьбе притащил позже микроволновку, сковороду с крышкой и тарелки. Мы попили чаю, поспали немного. Юра с Олей поехали кататься, а я сходила в магазин и занялась уборкой. Помыла полы, которые здесь давно не мыли, и вытерла пыль, которую здесь, похоже, не вытирали никогда. Когда они вернулись, мы еще раз все вместе сходили в магазин «Дружба», где продают вкусные пирожки. Дома мы с Олей настругали салаты, и я легла спать до 22 ч. Встретили Новый год под телевизор, есть почти не хотелось. Спать легли почти в 2 часа. Соседи в эту ночь почти не орали.
1.01.2016. Спали часов до 11. На улице -8. Мы позавтракали и поехали в Тирвас, смотреть новую лыжную трассу. По дороге набрали воды из родника по дороге к Кировску (6 км от круглой развязки в Апатитах).
В Тирвасе действительно построили большой лыжный стадион, теплые раздевалки (но только 1 января они не работали). Освещенная трасса порядка 3 км, широкая, раскатанная, но нет прорезанной лыжни под классику. Трасса мне очень понравилась. Первый круг я проехала медленно, т.к. снимала на видеокамеру природу, Юру и Олю, и очень замерзла, потому что там дул сильный ветер. Потом я оставила видеокамеру в машине и второй раз уже проехала шустро, даже согрелась. Юра проехал 5 кругов, Оля – 4.
Приехали домой, стали доедать салаты. Юра с Олей смотрели Тур де ски из Ленцерхайде. Снега там ни фига нет, насыпали искусственный. Потом я пошла гулять, оказалось, что мы живем прямо возле площади Ленина.
Там светится новогодняя елка, тусуется народ, катаются дети на санках, вся площадь в разноцветных блестящих конфетти. И суровый, занесенный снегом Ленин, похожий на чудовищного монстра, смотрит со своего постамента. Я разведала, где находится остановка, чтобы ехать на автобусе в Кировск. Оказалось тоже совсем рядом.
Вечером я сварила суп и выяснилось, что у нас нет поварешки, пришлось черпать кружкой. Потом мы пошли гулять втроем. Зашли в сквер, обошли наш квартал и вернулись обратно. Мы живем рядом с отделением полиции, там на постаменте стоит старая желтая милицейская «Волга», и вроде даже в нее можно залезть. Там же мы паркуем машину рядом с полицией под знаком «Движение запрещено».
2.01.2016. Сегодня по прогнозу должно быть солнце, и я решила поехать на горных лыжах. В 11 часов мы приехали к «Атлету», Юра с Олей пошли кататься на 3 часа, а я поехала на машине в Большой Вудъявр. Там был жуткий туман, почти ничего не было видно. Я взяла skipass на 4 часа за 900 рублей. Но поднявшись наверх, выше облаков, я увидела солнце. Было уже больше 12 часов, оно как раз всходило. К сожалению, самый верхний бугель не вершину Айкуайвенчорр не работал, и я решила съездить на креселке К4 на северный склон.
На вершине, где сходятся
кресельный К4 с Б.Вудъявра и гондольно-кресельный с северного склона, было еще красивей.
Все фотографировали солнце, золотые облака, друг друга и делали селфи. Я несколько раз прокатилась по северному склону. На гондольно-кресельном подъемнике К6 очень большая пропускная способность, т.к. там 6-местные кресла и 6-местные гондолы, когда все работает, очереди практически нет. Ветра тоже практически не было. После двух часов катания я все-таки немного замерзла и пошла греться в кафе. «Вот, - думаю, - сейчас глинтвейна попью». А потом вспомнила: «Ба! Да я ж за рулем!» Пришлось ограничиться какао с булочкой. Довольно бодро я откаталась оставшееся время и спустилась на парковку. Туман полностью рассеялся, и я с трудом узнала ее, но машину нашла быстро. Домой доехала без проблем. В общем, день удался. У Юры с Олей была длительная 3-часовая тренировка в Апатитах, домой они возвращались пешком (1 км с небольшим), а вечером смотрели Тур де ски.
3.01.2016. Сегодня -5-8. Юра с Олей решили поехать сегодня пораньше в Тирвас, а меня по дороге завезли в Кировск на Олимпийскую к северному склону. Там стояла огромная очередь на гондольно-кресельный подъемник, т.к. он почему-то не работал. Но когда я купила skipass, то он уже начал работать и очередь быстро рассосалась.
Здесь на северном склоне был небольшой туман, а когда поднялись наверх, то там дул сильный ветер. Я спустилась вниз в долину Большого Вудъявра. Небо было розовым, вот-вот должно было взойти солнце. Потом я опять поехала на северный на креселке, где было очень холодно. Я заметила, что вроде сегодня работает верхний бугель на вершину Айкуайвенчорр. Но потом, когда я вернулась в долину Вудъявра и встала в очередь на «швабры», подъемник сломался, не работал минут 20, а ветер все крепчал 9-13м/сек, температура -8-12.
Потом подъемник заработал, но я на нем не доехала и до середины пути, как он снова остановился. Я окончательно продрогла, плюнула на все и поехала в кафе. Сегодня уж я не отказала себе в глинтвейне (150 руб.-маленькая порция и 240руб.-большая). Когда я немного согрелась и вышла на улицу, то увидела 2 огромные очереди на подъемники К1 и К3 (швабры и тарелочки). Отстояв очередь, я поднялась наверх, но подъемник К2 до вершины опять не работал. Я спустилась к кресельному К4, но он не работал из-за сильного ветра, а кроме как на нем я не могла ни на чем другом (кроме такси!) доехать до северного склона и ул. Олимпийской. Я еще несколько раз поднялась на «швабрах», но К4 так и не заработал. Очередь все росла, ветер крепчал, и я стала звонить Юре, чтоб он меня забрал из Большого Вудъявра. Но Юра уже успел выпить, пришлось Оле без прав (она их не брала с собой) садиться за руль. Через некоторое время они за мной приехали, а я пока грелась в кафе. Ввиду того, что кресельный и гондольно-кресельный подъемники не работали, весь народ, имеющий машины, ломанулся с северного склона в Большой Вудъявр. Вся парковка была забита и даже на дороге на протяжении метров 100 с обеих сторон стояли машины.
Сильный ветер сегодня даже в Апатитах. Юра с Олей побывали ![](../photos/kir13.jpg)
внутри нового лыжного комплекса в Тирвасе, там очень хорошо. Катались они недолго, часа 1,5, трасса там сложнее, чем в Апатитах, больше набор высоты.
4.01.2016. Сегодня дубак -15. Я решила поехать на горных, потому что в последующие дни будет еще холоднее. Машину Юра не дал, сказал: ты ее поставишь в одном месте, а потом подъемники отрубят, и ты туда не попадешь. В общем, он прав, я этого тоже боялась. Поэтому поехала на автобусе, вернее на маршрутке 102 до Олимпийской – 50 руб., прямо в горнолыжных ботинках. Холодно, -15, но подъемник гондольно-кресельный работал. Я взяла skipass на 4 часа, с 12 до 16. Возле северного склона ветра почти не было, но когда поднялись наверх, там прилично задувало. Я сразу поехала по 14-му черному склону до самого низа, а там такая очередь на нижнем бугеле! Но делать нечего, пришлось стоять минут 20-30. Потом я съехала к подъемникам К1 и К3 (швабры и тарелочки), а там опять офигенная очередь. Но на табло горит, что работают все подъемники. Тогда надо на самый верх. Ветер дует сильный 13-16 м/сек. Меня насторожило объявление: «Во второй половине дня возможно усиление скорости ветра». Я поднялась на швабрах и увидела, что наверх бугель не работает, значит, не побывать мне сегодня на вершине. Надо валить отсюда, потому что я уже замерзла, как цуцик. Съехала к креселке - и наверх на северный склон. Спустилась и пошла греться в дом, где раздевалка, ski-сервис и пр. Народу там набилось, как грязи. Народ сидел везде: на скамейках, на полу, на деревянной лестнице, под лестницей. А кому было негде сесть, тот стоял. Кафе здесь внутри нет, оно на улице. Отогревшись немного, я взяла в кафе чаю с булочкой и пошла опять в домик, где стоя все это съела. Глинтвейн здесь тоже был, только почему-то безалкогольный, а стоил 250 руб. Я решила, что буду кататься теперь только здесь, на северном склоне. Но уже набежала очередь, Подъемник периодически отключался. Наконец я поднялась наверх и стремглав спустилась, было 15 часов. Очередь опять была большая, но я думала, что пару раз я успею подняться. Но не тут-то было! Подъемник вообще вырубился. Минут 20 он вообще не работал, потом все-таки включился. В общем, я села в кресло в 15.45. Меня уже трясло от холода. По дороге мы пару раз останавливались, но ненадолго. Теперь домой, домой, домой! Я летела сверху, как ракета. Чуть ли не на ходу сняла лыжи и на остановку. Внизу стояла маршрутка 102, пустая. Наконец-то тепло. Водитель оказался разговорчивый, кроме меня никого не было, народ начал подсаживаться позже. И вот наконец я дома, в тепле.
Юра с Олей тоже сегодня намерзлись. Проехали 4 круга по 5 км.
5.01.2016. Сегодня -15. Поехали в «Атлет». Оделись сегодня потеплее. В лесу ветра почти нет, но на стадионе задувает сильно. Я проехала 2 пятерки – мужскую и женскую. Юра проехал 6 пятерок, Оля – 5.
Я зашла в храм Новомучеников Российских. Потом поехали за водой на родник на трассе, а на обратном пути в большой гипермаркет «Твой», самый продвинутый магазин в Апатитах.
6.01.2016. Вчера Юра запланировал поехать на Рождественскую гонку в Полярные Зори, как в прошлом году. В 7 часов зазвонил будильник, Юра посмотрел на градусник и решил отказаться от поездки. Мороз -24. Поехали в «Атлет». Юра с Олей – на пятерки, а я с рюкзаком на ближний родник за водой (туда и обратно – 8 км). Туда я доехала довольно бодро за 30 мин., только вся заиндевела от мороза. Но нагрузив 2 бутыли – по 6 л и 1,5 л – я вообще не могла ехать в гору, большую часть просто шла пешком на прямых лыжах. Обратно шла 40 минут. Юра с Олей как раз проехали по 3 пятерки. Юра отморозил себе щеки, они припухли и стали красными, и он стал похож на клоуна.
7.01.2016. Рождество Христово. Решили устроить сегодня день отдыха. Спали до 10. В Апатитах -22, в Кировске -17. Мы поехали в Кировск в музейно-выставочный центр возле башни с часами. По дороге заехали на родник. Можно было мне и не мучиться вчера… Возле музея забавная фигурка веселого рудокопа. На самом-то деле там не очень весело… В музее нам очень понравилось, такую экспозицию отгрохал «ФосАгро»!
И причем вход бесплатный. Музей
пользуется популярностью, особенно в такой мороз. Часть народа была в горнолыжных костюмах. Мы провели там почти 3 часа. На выставке в фотографиях, видео-материалах и диораме представлена вся история создания треста «Апатит» и рудников. Примечательно, что первым управляющим треста «Апатит» был Василий Кондриков, награжденный в 1933 г. орденом Ленина и расстрелянный в 1937 г. как враг народа (в 37 лет!). Последующие руководители с 1937 по 1942 оставались на этом посту не более двух лет, сменяя друг друга. Скорей всего, их постигла та же участь…
8.01.2016. Сегодня тепло -13. Наши соседи сбоку устроили ругань до часу ночи, а соседи сверху устроили дискотеку и скакали полночи. Мы катались у «Атлета». Юра проехал почти 6 пятерок, Оля – 5, я – одну и еще 8 км по освещенке. Сегодня у детей соревнования по лыжам, их набилось в спорткомплексе немереное количество вместе с родителями и тренерами. Мы хотели уехать завтра в 6 часов вечера, покататься, посмотреть Тур де ски… Но хозяин запросил доплату в 1,5 тыс. рублей. Юра сказал: да пошел он! Так что придется уезжать в 10 утра. Вечером собираем вещи. У меня наварено еды на весь завтрашний день, придется все брать с собой, не выбрасывать же!
9-10.01.2016. Встали в 8, позавтракали, сложили вещи, закинули в машину. 10 часов, ждем хозяина. Минут через 10 я ему звоню: мы же вчера договорились, что вы в 10 придете. Он ничего не помнит. Такое чувство, что вчера он был пьяный. Через некоторое время пришел, отдал нам 3000руб. залога, и мы поехали в «Атлет» кататься. Сегодня мороз около -20. Лыжи ни фига не едут. Я кататься не стала, бегала охотилась за Юрой и Олей, чтобы снять их на видеокамеру. Но они остались недовольны, потому что лыжи совершенно не ехали и они не смогли показать все свое мастерство. Потом они еще поускорялись, но я уже к тому времени замерзла и ушла.
Выехали мы в 13 часов. «Остров Крым» слушать не стали, решили послушать рассказы Сергея Довлатова. В Полярных Зорях было -25. На трассе было много питерских машин, тоже, наверное, возвращались с каникул. Но Юра их всех обгонял. Так мы проехали примерно 500 км. Я слегка задремала, проснулась, как обычно, от резкого поворота руля и увидела впереди фары встречной машины. Машину бросало из стороны в сторону, от встречки Юра ушел и пытался выправить машину, и в какой-то момент мне даже показалось, что у него это получится, но тут нас понесло резко вправо. Кювет был неглубокий, и мы полетели по его склону, срубая на ходу небольшие деревья и кусты, под углом градусов в 40 к дороге. Потом был сильный удар, мы наткнулись правым передним колесом на большой пенек, перескочили через него и застряли на нем задним левым колесом.
![](../photos/kir17.jpg)
Машина остановилась, накренившись на правый бок, но подушки безопасности не сработали, видно глубокий снег слегка загасил нашу скорость. От удара торпеда (skibox) съехала по направляющим до конца и нависла, мне показалось даже, что она открылась. Рычаг переднего правого колеса загнулся чуть ли не на 90 градусов, и оно заклинилось. Передняя правая дверь не открывалась. Но мотор работал и фары горели, хотя все пластмассовые части справа спереди были разбиты. Тут же стали останавливаться питерские машины, чтобы нам помочь. Я стала фотографировать машину со всех сторон для страховой компании, ведь она застрахована по КАСКО. Правее траектории нашего «полета» стояли 2 огромных камня, а наш пенек можно сказать, нас спас. Все это было в 18.25. Сначала пробовали ее общими усилиями как-то сдвинуть с места вручную, но через пенек было не перескочить. Потом какой-то джип стал нас тянуть за трос, удалось сдвинуть машину с места, но вытащить ее на дорогу у него не хватало сил. Тут уже стали останавливаться проходящие во встречном направлении КамАЗы (или что-то вроде них), и один из них легко вытащил нас на дорогу. Мы поблагодарили всех, и народ постепенно стал разъезжаться. Мы стояли на аварийке, и еще многие останавливались спросить, не надо ли помочь. Юра выкинул переднее колесо в мусор и поставил запаску, но ее клинило из-за этого рычага, и ехать машина не могла. Мы вызвали ГИБДД, они приехали часа через полтора и долго-долго вместе с Юрой составляли протокол. Мы стали звонить разным эвакуаторам, они все нарасхват, все водители не спали сутками из-за работы. Хорошо, что у нас был полный бак бензина, и мы могли сидеть в машине и греться. На улице было -22. Наконец удалось договориться с одним из Медвежьегорска (до него было 80 км). Он приедет за нами, довезет до Петрозаводска, а там мы пересядем на другой эвакуатор, который довезет нас до Питера. Эвакуатор Hyundai приехал около полуночи, долго грузились. Мы забились втроем на переднее двухместное сиденье к нему в кабину. Ехать было очень холодно. Водитель ехал очень бодро, и когда он разгонялся до 110 км/ч и обгонял попутные легковые машины, нам с Олей было страшно. Но он ехал очень уверенно. В 3 часа ночи приехали в Петрозаводск. Первому вод
![](../photos/kir18.jpg)
ителю заплатили 12 тыс. руб. Перегрузились во второй эвакуатор. Водитель предложил нам сесть в нашу машину, включить обогрев и сидеть там тихонько, не высовываться, особенно на постах ГАИ. Мы так и сделали. Долго не могли согреться, хотя у нас был чай в термосе и куча еды. Постепенно мы отогрелись и нам даже удалось заснуть. Ехали мы до Питера 7 часов. Температура за бортом -22. Этот водитель был помоложе первого, но ехал помедленней, но так оно и спокойнее. Приехали в Питер в 10 утра. Выгрузили машину в наших гаражах на Северном проспекте. Нам повезло, что в это время там был председатель гаражного кооператива, который определил нам место под солнцем, где можно оставить машину. Второму эвакуатору заплатили 17 тыс. руб. Вот так, в общем-то, счастливо закончилось наше путешествие. Здесь все
фото.