Путешествие в Реконьскую пустынь
В 4 утра 14 февраля мы выехали из дома. Довольно быстро в такое раннее время проехали по КАД, и далее по М10 в сторону Москвы, Новгорода, через Кириши на Будогощь. Из Будогощи дорога идет на Лашино, после моста через речку Рапля поворот налево. Далее Дуброва-Петровское-Заполье-Хортицы-Верхнее Заозерье. В Заполье мы были в 8 часов и там позавтракали бутербродами и чаем из термоса. Потом доехали до Верхнего Заозерья, машину оставили на расчищенной площадке на краю деревни. Рядом на горке – воинский памятник, но подниматься туда не стали, т.к. снег был очень глубокий. Мы собрали небольшие рюкзачки с запасной одеждой, перекусом. Юра взял газовый баллон и горелку джет-бойл, чтобы можно было быстро вскипятить воду. Надели на ноги снегоступы и около 9 часов утра двинулись в путь.
От края деревни круто вверх уходила тропа. За несколько дней до похода Юра позвонил эконому монастыря Виталию Цветкову (тел. на сайте вконтакте в группе Реконьский паломникЪ), который сказал, что они недавно проехали на мотособаке от Верхнего Заозерья до Реконьской пустыни после сильного снегопада. Они ехали 8 км 2 часа. После этого несколько дней стояли морозы и след должен был немного затвердеть. Да и сегодня с утра было не жарко, -16 градусов. На крутом подъеме от деревни было много пешеходных следов глубиной примерно по колено, где, вероятно, им пришлось затаскивать наверх мотособаку. Но дальше тропа выходила на поле и след мотособаки уже четко прослеживался. След слегка затвердел, но не настолько, чтобы был наст. Я шла первой и мои снегоступы почти не проваливались. Юра шел за мной следом, но иногда проваливался, т.к. его снегоступы по площади меньше, а он по весу существенно больше меня. Забравшись на горку, мы увидели восходящее над деревьями солнце – день обещал быть ясным и морозным. А слева от нас открывался красивый вид на освещенные утренними лучами солнца домики Верхнего Заозерья. Снег вокруг тропы был испещрен заячьими следами, которые бегали и вдоль и поперек. Кое-где след был похож на лисий. Но больше всего по всей дороге было следов лосей, которые утопали глубоко в снегу и местами изрядно портили след от мотособаки, в таких местах даже мои снегоступы иногда проваливались.
Дорога в пустынь шла то по вырубленной узкой просеке в лесу, то по болоту, и если бы не след мотособаки, то пришлось бы нам ориентироваться по GPS или по Mapsme. Минут через 20 пути мы наткнулись на занесенный снегом заброшенный трактор-трелёвщик. Какое-то время дорога шла вдоль речки Реконьки, а примерно посередине пути мы пересекли речку по деревянному мосту и даже не заметили этого, настолько он был занесен снегом. Солнышко понемногу пригревало, но иногда тропа поворачивала в лес и сразу становилось холодно, зато в лесу совсем не было ветра.
И вот через 2 часа пути мы увидели строения монастыря: Тихвинские ворота в лесах, дальше слева монастырскую стену и за ней Покровскую церковь с колокольней.
Справа на поле стояла недавно построенная церковь Московской Матроны Блаженной и совсем новый дом (как потом выяснилось для паломников, еще не до конца достроенный).
Нас встречал бело-рыжий пес. На поле рядом стояла заснеженная техника: 2 грузовика и еще что-то. Из небольшого домика напротив входной арки к Покровской церкви вышел мужчина в монашеском одеянии, он поприветствовал нас и сказал, что проведет нам экскурсию. Позже мы познакомились, в данное время монастырь еще не является юридически монастырем, а считается монашеским скитом и отец Сергий является его благочинным от Боровичской епархии. Несмотря на то, что солнце уже пригревало, но здесь на открытом месте гулял ветерок, и мы достали из рюкзаков пуховки и утеплились.
Сначала Сергий повел нас в Покровскую церковь и рассказал, что согласно преданию, в XIII веке здесь, на берегу реки Реконьки на гранитном валуне охотники нашли икону Живоначальной Святой Троицы. В память о "чудесном обретении иконы" (предание гласит, что она появилась из вод Реконьки) был устроен скит. Самая древняя постройка пустыни, дошедшая до наших дней, - деревянная Троицкая Церковь (конец XVII века), но она была разобрана и перенесена в музей деревянного зодчества Витославлицы в Новгороде.
О Рекони точно известно следующее. В 1680 году царь Алексей Михайлович пожаловал пустыни 1800 десятин земли, в 1685 году она поступила в ведение Тихвинского Успенского монастыря, где и числилась до 1764 года, когда была упразднена. Упраздненная пустынь, находившаяся в совершенном упадке и забвении, однако, не исчезла с лица земли. Ее возрождение связывается с именем Андрея Ивановича Шапошникова, принявшего монашество, сан, а затем и схиму с именем Амфилохий.
Собственно, настоящее имя Шапошникова неизвестно. Родился он в Риге, в лютеранской семье. Отец его хотел, чтобы мальчик пошел по духовному пути, чего и добился, правда, с некоторыми искажениями первоначального замысла. Андрей покинул дом, отказался от лютеранства, принял православие, сменил имя и жил периодическими заработками в России. В 1812 году он прибыл в Тихвинский уезд, где ему порекомендовали отправиться в Реконь - "место тихое и святое". Некоторое время Шапошникову пришлось провести в тюрьме. У Андрея Ивановича были проблемы с документами - он не имел паспорта. Через 9 месяцев заключения он был "прощен" и ему разрешили жить в Реконьской пустыни сторожем.
В 1822 году Шапошников принял малое пострижение, а в 1832 году - принял схиму и новое имя Амфилохий.
Пришествие Шапошникова в монастырь совпало со светским событием: всплыли документы, согласно которым в 1783 году у пустыни были незаконно изъяты 2 000 десятин земли. Деятельный старец подал документы в суд с требованиями: монастырь восстановить, несправедливо отобранное - вернуть. Российское чиновничество сразу приняло соответствующие и вполне традиционные меры: Шапошников был под каким-то предлогом посажен в тюрьму. Все знают, что в России (ни в то время, ни сейчас), с государством не спорят. Вскоре старца выпустили на волю, решив, что небольшой острастки ему хватит, чтобы мирно продолжить жизнь в близкой его сердцу Реконьской пустыни. Но не на того напали! Старец продолжал упорствовать, благодаря чему пришлось посадить Амфилохия в тюрьму вторично. Тяжба тем временем продолжалась. Дело слушалось в Тихвинском уездном суде и Новгородской гражданской палате. К нему подключились Новгородский митрополит, Синод. Шапошников написал прошение на имя самого императора Александра Первого!
В 1837 году Амфилохий подал прошение уже на имя нового императора - Николая первого и был посажен в тюрьму в третий раз. Теперь власти решили выяснить уже по-серьезному, да кто он такой вообще, этот Амфилохий? Выяснилось, что за 26 лет до третьего ареста, этот самый Амфилохий, был "беспаспортным". Тогда его преступление было прощено ему (9 месяцев тюрьмы не в счет), но в этот раз - другое дело! Старец был приговорен к наказанию плетьми и к ссылке в Сибирь - подальше от Реконьской пустыни. Ибо нечего в России с царями - президентами спорить. Впрочем, судьба благоволила к Амфилохию. За него вступился Синод, и ссылка в Сибирь, справедливый приговор за отсутствие паспорта, была отменена. Старец, однако, продолжил свою битву с государством. В 1854 году, после очередного отказа Новгородской палаты, Шапошников подал апелляцию в Сенат. Там не смогли принять решение по делу и передали в Государственный совет, который принял решение в пользу монастыря.
Немного статистики: судебная тяжба тянулась 40 лет, сменилось 3 императора, три раза Амфилохия сажали в тюрьму, один раз приговорили к ссылке в Сибирь и плетям.
13 февраля 1860 года вышел императорский указ о восстановлении в Рекони самостоятельного заштатного общежительного монастыря. Духовное ведомство получило из Казначейства компенсацию за земли, не только капитал, но и проценты. Сумма составила 42,856 руб. 14 коп., из них 25.000 руб. было обменено на 4% билеты с тем, чтобы доход с них служил постоянным обеспечением обители, а 17,856 руб. 14 коп. оставлены на восстановление пустыни.
Старец продолжал жить в Рекони, принимал участие в ее возрождении. Затем перебрался в скит в трех верстах от монастыря, где провел два года. Потом он перебрался еще дальше - в самую глубь местных лесов и болот. В 15 километрах от Рекони для него срубили небольшую келью. Согласно преданиям, Амфилохий вел жизнь бедную, без излишеств. Питался ягодами и кореньями, которые находил на болотах, спал в землянке на досках, а вместо подушки у него служил камень. Он подолгу скитался по болотам, проводя время в молитвах, в том числе и зимой - в легких одеждах, босой. Впрочем, такой образ жизни, по-видимому, шел старцу на пользу. Точная дата рождения его неизвестна, а дата смерти 9 августа 1865 года. Единственное же упоминание самого Шапошникова о возрасте встречается в документах 1855 года, где он говорит о себе: “...находясь в преклонных летах около 85 лет”. Таким образом, наиболее вероятным временем его рождения следует считать 70-е годы XVIII века.
Начиная с 2002 года, каждый год 22 августа, в день памяти старца Амфилохия, в бывший Свято-Троицкий Рёконьский монастырь собираются духовенство и паломники из Новгородской и Ленинградской областей, совершается Божественная литургия и служится панихида. Здесь же в храме находится могила Амфилохия на месте алтаря бывшей деревянной Троицкой церкви.
После осмотра Покровской церкви мы уже самостоятельно прошли к Свято-Троицкому храму с его колокольней и находящимися рядом входными Новгородскими воротами. По дороге к храму мы прошли мимо камня, на котором нашли икону Святой Троицы, и мимо иконы Святых Валаамских чудотворцев — Сергия и Германа. В 1860 году настоятелем монастыря (до 1883 года) стал Даниил, который был пострижен в монахи на острове Валаам. С собою в Рёконьскую пустынь он привез икону преподобных Сергия и Германа — Валаамских чудотворцев. На территории монастыря раньше была церковь в честь Святых Валаамских чудотворцев — Сергия и Германа, которая впоследствии, в 1891 году, сгорела.
Заходить внутрь Свято-Троицкого храма запрещено, т.к. купол его разрушен и оттуда вываливаются кирпичи. Но икона Святой Троицы на внешней стене храма впечатляет.
Потом мы вернулись к домику, из которого вышел отец Сергий. В нем находится часовня и трапезная. Там еще был инок Александр. К нашему приходу они уже вскипятили чайник (воду они берут из реки Реконьки), а мы достали свои съестные припасы. За чаем и беседой незаметно пролетели почти 2 часа. Сергий рассказал нам немного про свою жизнь, как постепенно формировались его взгляды и созревала вера, про жизнь в пустыни.
Живут они все в разных кельях. Встречаются в трапезной и в церкви. В часовне (соседняя с трапезной комната) иконы, древние и современные, рукопись Амфилохия. Там же лежат именные кирпичики с именами людей, которые пожертвовали свои средства на восстановление обители. В ските есть небольшое хозяйство: несколько коз, козел, гуси. Есть несколько очень красивых и пушистых кошек, раньше их было 17, но сейчас стало меньше, жизнь здесь для них трудная, выживать сложно. Их, конечно, кормят и еще они ловят мышей. Электричество в ските от генератора и от солнечной батареи. Летом приезжают трудники и паломники, для которых построили новый дом, но внутри еще не успели до конца отделать.
Напоследок отец Сергий провел нас в церковь блаженной Матроны Московской, а потом позвонил в небольшие колокола в звоннице рядом с церковью – нам благословение в дорогу. Мы тоже сделали пожертвование на восстановление обители и очень тепло попрощались с Сергием.
Около 13 ч. мы двинулись в обратный путь. Сначала шли, не снимая пуховок. Но когда стало жарко, убрали их в рюкзаки. Идти уже было тяжелее, ноги устали. На правой ноге у меня начала тереться мозоль. Но пришлось терпеть до конца.
Примерно на середине пути мы все-таки обнаружили мостик через Реконьку, который не заметили по пути в монастырь. Когда уже подходили к деревне Верхнее Заозерье, на солнце уже наползала дымка. Обратный путь занял у нас 2 часа 6 минут, 8 км . Есть не хотелось.
Мы переоделись и в 15.30 выехали. Сначала проехали немного в другой конец деревни, чтобы посмотреть, насколько проезжена дорога из деревни в сторону Тихвина. Но дорога там была очень плохая, только следы снегохода и мотособак. Поэтому мы решили не рисковать и ехать старым путем через Будогощь. Вскоре все небо заволокло тучами и пошел снег. Чем ближе к Питеру, тем больше усиливался снегопад. На М10 и на КАД стояли в пробках. Домой приехали около 21ч.