главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Рёконьская пустынь-февраль 2024

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2023

Кронштадт - январь 2023

Русский север-2022

Лыжный поход по Кижским шхерам - март 2022

Рдейский Успенский монастырь - февраль 2022

Великий Новгоород, Ст.Русса - февраль 2022

Кировск ноябрь-2021

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад,Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицвы, Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр п-ов Средний

Рыбалка на Ведлозере - июль 2021

Кирха Каукола в Севастьяново-2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Белое море. Фотографии.

    История походов по Белому морю связана с моим приятелем, который по воле судьбы временно жил и работал в далекие 90-е годы в пос. Валдай Карельской АССР на Выгозерском водохранилище. С ним вместе мы решили сходить весной 1986 года по западному побережью Белого моря. Цель путешествия: попробовать переложить лыжный туризм (которым мы занимались вместе еще в Университете) – большие рюкзаки, широкие лыжи, дальние и долгие походы – на более скоростные рельсы. Хотелось пройти как можно больше за короткий промежуток времени (во время отгулов).

    И вот 1986 год… Первый опыт. Начало марта. Двое. Поезд «Ленинград-Кузема». Утром встаем на лыжи. Полупластиковые, беговые по тем временам, лыжи. Снаряжение: спальники, коврики, топор, ножовка. Из одежды – только то, что на себе, запасные носки, варежки, свитер и пуховик. Еда на 6 дней из расчета 800 г на человека в день. Надежда на ночевки в избах, которые были обозначены на кальке, скопированной со случайно добытой лоции, хотя мы всегда были готовы провести ночку у костра под открытым небом. Лыжный ход – классический.

   В первый раз прошли на север только 4 дня до мыса около поселка Гридино. Далее стояла открытая вода до самого берега без припайной кромки, а на берегу был глубокий снег. Пришлось смириться и уйти домой из пос. Гридино (единственного жилого по пути в этом районе) около 50 км по узкой колее вездехода к станции Энгозеро. Дороги в то время из Гридино еще не было. Практически все избы, обозначенные на карте, были в очень плохом состоянии, зато в других местах стояло достаточно много зимних избушек.

   На следующий год 9-13 марта 1987 года по маршруту из Куземы на север мы уже пошли вчетвером, прихватив с собой женщину, Ирину Погодину. Удалось дойти до поселка Ковда, что почти в 2 раза дальше предыдущего года (250 км).

   После двух лет изучения района появились некоторые выводы: Белое море полностью не замерзает, в теплые зимы открытая вода подходит вплотную к выступающим мысам. В начале марта еще стоит полноценная зима. Наста, как такового, для быстрого передвижения на лыжах фактически нет. Температура опускается ощутимо ниже нуля: -5 -10 днем, -10 -25 ночью.

    Поэтому следующий поход в 1989 году мы провели в период 1-7 апреля под знаком появления полуконькового и конькового ходов. Нас было четверо мужиков. Мы выбрали район юго-западной части Белого моря и двинулись из Малошуйки (куда доехали с пересадкой на поезде «Мурманск-Архангельск»). За пять дней пути мы преодолели расстояние в 230 км и дошли до Кеми.

   Южный берег менее интересный: пологие берега, мелкие, местами заросшие камышом губы моря. Редкие и в плохом состоянии избы. Зато перенос сроков похода на конец марта-начало апреля дал нам малое количество снега (уже растаял) и местами голый лед. На южных открытых для солнца берегах снега уже нет и можно с большим удовольствием на обеде снять лыжи и походить по мху или камням.

    После этого был перерыв в 10 лет, связанный с напряженкой в стране, поскольку я ушел с госпредприятия, и пошла катавасия по зарабатыванию финансов. А все свободное время я бегал ориентирование.

   К Белому морю мы вернулись, когда я закончил активные занятия ориентированием. Цель была простая: на фоне возросшей физической подготовки, опыта и технического прогресса пройти западную часть Белого моря до Кандалакши.

   И вот новые попытки: 31 марта – 4 апреля 1999 года, Беломорск – Гридино – пешком в Энгозеро. После Гридино опять нет льда , да и лыжи «Карелия» за несколько дней очень острого наста развалились в хлам. Я доходил уже на обрубках лыж. Прошли порядка 180 км и 50км пешком – быстрым напористым шагом, т.к. очень хотелось успеть к вечернему поезду. После такой «прогулки» ноги стали как деревянные переступалки, усыпанные мозолями. За 8 часов пути не было ни одной машины, зато за пару километров до станции нас догнал микроавтобус, который шел из Гридино, и мы хоть немного, но скоротали свой путь. Никому не пожелаю так ходить.

   В 2000 году была очень теплая зима, и мы путешествовали на той же широте, но с западной стороны от железной дороги С-Петербург – Мурманск по системе Кумского водохранилища. Мало изб и много снега.

   2 – 7 апреля 2001 года, Кемь – Сумской Посад (100 км). Погода выдалась очень теплая с туманом и дождями. Перед нами прошли большие снегопады, и лед был очень тонкий – местами доходил до 5-7см, поэтому переходить большие поля льда, да еще при отрывном ветре, было страшновато. Приходилось тропить «коньком», высоко выдергивая ноги и стараться идти след в след. Против погоды не попрешь.

   И наконец, 30 марта – 5 апреля 2002 года, Кузема – Кандалакша (300 км). Антициклон. Ночью температура доходила до -20, а днем – небольшой минус и солнце. На льду небольшое количество легкого снега, под ним жесткий насто-лед, на берегах железобетонный наст с небольшим количеством пушистого снега сверху. Лучших условий желать нельзя. Перегиб берега Белого моря от Гридино до мыса Шарапов прошли по берегу , т.к. вдоль берега лежало сплошное месиво битого льда. Из Кандалакши в море ходит ледокол, пришлось пересекать его свежеподмерзший след.

   В итоге, хотя цель и достигнута, но привлекает другое: хорошая компания, отсутствие цивилизации, красивая природа, непредсказуемость снежного и ледового покрова.

   Для желающих попутешествовать подобным образом можно использовать любые районы нашей страны, где можно найти твердый наст или лед и лесной массив для костра.

   Наше снаряжение.
Принцип: брать минимум для того, чтобы перемещаться максимально быстро. Саночки для конькового хода не подходят. Рюкзак на старте весит порядка 10 кг. Берем не запасную, а дополнительную одежду только на случай морозов (которые иногда ночью доходят до -20) или холодной ночевки. Сушим вещи на себе. Из общественного берем с собой 2 котла, топор, небольшую двуручную пилу и иногда небольшую самодельную гитару.

   Еда.
Примерно 800 г на человека в день. Питание 3-разовое: утро – каша, день – горячий перекус с чаем или какао, вечером – каша с сухими мясными продуктами. Горячий дневной перекус необходим для восстановления сил. Передвигаться коньковым ходом по сложному покрытию с рюкзаком достаточно тяжело. Готовим всегда на костре около избы или в лесу, независимо от погоды. Никогда не заримся на печку, т.к. готовка растягивается на долгие часы.

   Ночевки.
Избы на побережье от Беломорска до пролива Великая Салма стоят довольно часто на расстоянии 5-20 км друг от друга и имеют достаточно хорошее состояние. Печки – буржуйки, а в некоторых избах даже кирпичные. Обычно стол и 2 пары нар на двоих каждые (так что оптимальное число участников – 4). Пол деревянный, холодный. Стены бревенчатые. Избы хорошо видны издалека, находятся на открытых, хорошо продуваемых местах – островах, полуостровах, полянах. С дровами возле изб плохо, но всегда можно что-то найти. Дальше на север тянется Кандалакшский заповедник (довольно строгое место), где избы вообще отсутствуют, и в горле Кандалакшского залива избы попадаются редко. Так что эту часть моря желательно проходить большими переходами. На южном побережье избы тоже достаточно редки, т.к. поблизости проходит железнодорожная ветка, и район достаточно мелководный для заготовки водорослей (ламинарий).

   Условия передвижения.
Для передвижения коньковым ходом оптимальное время походов – конец марта-начало апреля. Состояние льда год на год не приходится. Иногда это голый лед, иногда – небольшое количество занастованного снега с многочисленными острыми проплешинами, изъеденными солнцем и морозами, иногда – не успевший растаять мокрый наст, зачастую проваливающийся под весом лыжника, а под ним – слой водяной каши. При жестком насте боковины лыж очень быстро выедаются, а подложка скользящей поверхности проваливается. Поля битого льда попадают достаточно редко. Самый проблемный район – от мыса Кирбейнаволок (возле пос. Гридино) до мыса Шарапов (~40 км). Здесь постоянно стоит открытая вода, льды битые, торосистые. В теплые зимы кромка открытой воды стоит в нескольких километрах от берега и зачастую заходит в большие бухты, так что идти приходится почти вдоль кромки воды. Это может быть чревато при отрывном ветре уносом ледяных полей.

Погода бывает разная: при антициклоне днем -5 - 0, ночью до -20, при циклоне – 0 - +3, иногда с дождем. Преобладающих ветров не наблюдается.

   Ландшафт.
Особенно красивые районы с большим количеством островов находятся в районе Беломорска – Кеми. В хорошую погоду с высоких островов виден Соловецкий архипелаг. Пролив между Соловками и материком практически никогда не замерзает из-за сильных течений. И даже на север до Кандалакшского заповедника берег сильно изрезан шхерами и очень красив в солнечную погоду.

   Картографические материалы.
В последнее время мы используем обычный, продающийся в магазинах, атлас Карелии масштаба 1:200000. Он составлен довольно правильно, даже азимут проходит.

   Вместо послесловия.
Наш последний поход на Белое море оказался самым удачным из всех вышеперечисленных (была прекрасная погода, удалось много пройти, получились отличные фотографии, сняли замечательный фильм), поэтому мы хотим дать отдохнуть от нас Белому морю. Хочется чего-нибудь новенького, и мы разрабатываем новые маршруты. Вопросы, советы, пожелания по этому поводу можно направить непосредственно Юрию Бородулину.

Юрий Бородулин

По материалам журнала "Лыжный спорт" №28, 2004



Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.