Русский север-2020. Часть 1.
Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега.
12.8.20. В 7 утра мы выехали из Питера. По дороге проезжаем деревню Палтога, где мы были, когда плавали по Онежскому каналу. Теперь наконец-то мы увидели Знаменскую и Богоявленскую церкви, до которых мы не дошли тогда. Дальше мы проезжаем шлюз №1 Беломоро-Балтийского канала. Там как раз несколько судов стоит в шлюзе и он наполняется водой. За этим наблюдает достаточно большое количество зрителей, и мы тоже не исключение. В 13ч мы в Вытегре в музее подводной лодки Б-440. Музей работает, но внутри подводной лодки заставляют надеть маски и обрабатывают нам руки антибактериальным спреем. Аудиогиды не выдают в целях безопасности, но можно заказать живого экскурсовода. Мы с Юрой платим за билеты по 170руб., как пенсионеры, Вася – 260руб. Мы с Юрой здесь уже второй раз, поэтому осматриваем экспозицию сами. «Музей «Подводная лодка Б-440» создан на базе боевой подводной лодки 641-го проекта (по классификации НАТО - «Фокстрот»), которая была построена в 1969 году в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе, 22 декабря 1970 года над ней был поднят Государственный флаг. До 2001 года субмарина несла боевую службу: 19 лет она входила в состав эскадры подводных лодок Северного флота, а с 1992 г. - Балтийского флота, выполняя характерные для ее класса задачи. Подводная лодка Б-440 совершила немало дальних океанских походов. В 1977 году приказом Командующего Северным флотом экипаж был объявлен отличным. В 2005 году «Буки -440» совершила свой последний поход и пришвартовалась к берегам Вытегорского водохранилища. При реконструкции боевой лодки в музей удалось максимально сохранить механизмы, оборудование и боевые посты» (по материалам сайта). К сожалению, в этот раз не удалось подняться в самую верхнюю часть лодки по крутой лесенке, она была закрыта для посетителей.
Из Вытегры мы сразу поехали в сторону поселка Шальский на наше полюбившееся место на берегу Онежского озера, и около 17ч мы уже поставили там лагерь. Юра сразу устремился на поиски грибов, их было немало, а также поблизости росли ягоды черники и голубики. При подготовке к ужину обнаружилась маленькая неприятность: потерян рассекатель от горелки. Причем, скорее всего это произошло дома, когда Юра чистил горелку. Но «голь на выдумки хитра»: удалось сделать рассекатель из валяющихся кое-где консервных банок. Но такой рассекатель быстро прогорел. На соседней стоянке Юра нашел кусок металла, но из него можно было вырезать рассекатель только ножницами по металлу, а их у нас с собой не было. Придется завтра их поискать в магазине. На ужин едим грибы с картошкой и курицей. И сделали 4 банки маринованных грибов, я специально для этого взяла из дома несколько стерилизованных банок. Спать легли около 24ч. Погода пасмурная.
13.08.20. Встали в 7 часов. На озере полный штиль. На завтрак ели кашу со свежей черникой и голубикой. Выехали в 9. В деревне Сигово заправились водой из колодца. В Архангельской области начинается грунтовка. Проезжаем Кенозерский парк, останавливаемся около моста через речку Лёкшма. Там всё так же плавают маленькие рыбки, которые бросаются всей стайкой на брошенные в воду кусочки булки. Проезжаем красивую церковь в деревне Гавриловской, и тут же указатель на музей «Лядинские узоры», но мы там не были ни разу. Около 12.30 приехали в Каргополь. Пока Юра с Васей ходили в строительный магазин, я осмотрела детскую площадку с деревянными скульптурами – героями сказок, недалеко от главных церквей города. Юра купил ножовку и ножницы по металлу и 2 напильника – теперь заживём! Зашли в продовольственный магазин, надели по привычке маски. Все остальные ходят без масок, на нас смотрят, как на инопланетян. В общем, COVIDом здесь не пахнет.
Мы позвонили по телефону рабочему парома в Липаково, он сказал, что поезд из Липаково в Сезу ходит каждый день. Но мы решили удостовериться. Приехали к причалу, там трактор ровнял подъезд к парому. Рабочий сказал, что поезд ходит 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Как раз завтра пятница. Мы проехали на наше старое место на берегу реки Онега, недалеко от деревни Монастырская. Поставили лагерь, прошел небольшой дождик, пасмурно. Юра вырезал из железок новый рассекатель. Летают мошка и комары. На ужин доели вчерашние грибы. Юра лег спать в 19ч, я в 20, Вася – в 21ч. Надо выспаться.
14.08.20. Ночью шел сильный дождь. Палатка RedFox не подвела. Встали в 7. В 8.40 мы уже приехали к паромной переправе. Та же женщина на пароме продает те же билетики за 15 руб., что и 2 года назад. Приехала та же «буханка» с №844 с продуктами. Тот же шофер и то же грузчик. Вот только паромщик другой. И здоровенный пес лежит, отдыхает. Переправились на другую сторону реки. Посмотрели, походили по депо. Пассажиров еще нет, отправление в 10. Тем временем разгрузилась «буханка», пришли 4 пассажиров: пожилая женщина и 2 молодые с девочкой. Потом еще пришли 2 мужика в комбинезонах «Ростелеком». В вагоне все по-старому, вот только стекло в тамбуре разбито, судя по всему камнем. На ближайшей станции «Онега» села еще одна женщина с корзиной и мужик с коробом. Женщина вышла, не доезжая Лужмы прямо в лесу (на обратном пути ее там и подобрали). А мужчина вышел уже после Лужмы и больше мы его не видели. Я разговорилась в тамбуре с грузчиком, который разгружал «буханку», он работает здесь уже 20 лет. Наверное, пришел из армии, да так и остался здесь, судя по возрасту. До Лужмы ехали минут 50. В этот раз мне удалось заснять хлипкий мост, по которому поезд ехал через речку Лужма, сверху, из тамбура. В Лужме нас встречала «пионерка», на которую стали грузить продукты. Тут же была смешливая блондинка, то ли Зина, то ли Дина, которая помогала разгружать и командовала. Она нас тоже, видимо, запомнила с прошлого раза, ведь ехала тогда с нами из Лужмы в Сезу и обратно. Спросила: «Что, понравилось у нас? Приезжайте к нам в Лужму жить, у нас есть свободные избы» - обращаясь главным образом к Юре. В этот раз она не поехала в Сезу. А мы где-то в 11.10 поехали дальше. Около 12ч приехали в Сезу. Так же, как в прошлый раз, тэушка подтащила вагончик прямо к магазину. Мы спросили машиниста: «Когда обратно?», он ответил не очень любезно: «Мы в 3, а вы – не знаю».
Мы пошли по главной улице Сезы. Здесь мало что изменилось. Разве что некоторые нежилые дома еще больше покосились. Зашли в школу. Раньше вход был забит досками, теперь уже открыт. Тот же разгром везде, те же призывы не ломать и не рушить школу, но в некоторых помещениях находчивые товарищи уже сняли половые доски и сложили их стопками для вывоза, да и к школе уже идет проторенная тележками дорожка. Один из двух 2-этажных домов совсем разрушен и сгорел частично, не помню, были ли он «жив» в прошлый раз, второй «жив» наполовину. Мы набрали мутной воды на водокачке и пошли на горку, чтобы перекусить. Вид на деревню оттуда красивый, не так видна разруха. На горке растет длинный шиповник, заварили его в чай и набрали немного с собой. После перекуса мы спустились с горки и пошли дальше по рельсам в сторону кладбища. Поезда туда уже не ходят, пути уже зарастают, на «пионерке» всё же ездят. До кладбища оказалось немногим более 1 км. Говорят, туда захаживают медведи. Вернулись обратно, когда до поезда оставалось около 10 минут. Мы зашли в магазин, та же самая продавщица, увидев мою видеокамеру, сказала, что начальство им строго-настрого не разрешает фотографировать в магазине. Выехали мы чуть позже. В вагоне только мы, рабочие из Ростелекома и грузчик. В Лужме сели еще пара человек. В конце разговорились с мужиками из Ростелекома, один – из Федово, другой – из Плесецка. Они сказали, что школа еще работала году в 2012, они приезжали связь налаживать. Мобильной связи в поселке, как не было, так и нет. Только телефон-автомат на магазине. Я им написала название нашего сайта на бумажке, они сказали, что первый раз видят «живого блогера».
На обратном пути с парома зашли в магазин в Федово, купили местного хлеба. Едем дальше в сторону Савинского. Зашли в магазин «Пятерочка», купили пельменей на ужин. Здесь тоже все ходят без масок. На ночевку поехали к карьеру у озера, где мы ночевали в прошлый раз. К озеру было не подъехать, воды намного больше и даже не пройти в сапогах. Встали на полянке наверху. Вода у нас есть, а для посуды можно сходить к болоту в сапогах. Спать легли около 22ч. Начал накрапывать дождик.
15.08.20. Ночью несколько раз шел дождь. Но в 7 утра дождя не было. Мы позавтракали и выехали в 8.45. Едем в Онегу. По дороге за деревней Усолье слева от дороги родник, заправляем все фляги водой. Около 13ч мы в Онеге, подъезжаем к гостевому дому «Визит-центр Онега», где мы жили в прошлый раз. Администратора Светланы нет, звоним, она будет через 1,5 часа, места вроде есть. Пасмурно. Едем на заправку Роснефть и потом в сторону военного аэродрома Ватега. Его строили для тяжелых бомбардировщиков в течение 10 лет еще в СССР. Одна полоса была бетонная длиной 4 км, а другая – асфальтовая длиной 3,5 км. Аэродром был построен на 90%, военный самолет лишь однажды совершил посадку и взлет с экспериментальной полосы. Затем понадобилась ее доработка. Но этим здесь уже заниматься никто не стал. С развалом СССР всё было заброшено. Бетонные плиты (20000 штук) с ВПП были демонтированы и проданы, по факту продажи было возбуждено уголовное дело. Бывшая бетонная полоса постепенно зарастает лесом, проехать по ней можно, но погонять нельзя. А вот асфальтовая полоса сохранилась хорошо, по ней можно гонять на машине. Но попробуй туда доберись! Доехать можно только на внедорожнике. Приезжаем туда после 14ч. Много грибов – маслят, иногда подберезовики и красные, 1 белый. Собираем грибы и ищем бункер. Чтобы позвонить Светлане, приходится лезть на недостроенный диспетчерско-командный пункт (ДКП), телефон берет только оттуда. Съездили в деревню Ватега. Летом там живут 5-6 человек, зимой – никого. Спросили у мужика про бункер. Он сказал, что бункер находится за озером, дорога к нему проходит между озером и болотом. Мы возвращаемся на аэродром. Вася находит в интернете описание бункера и мы с ним опять идем его искать. Проходим дальше от ДКП по дороге вдоль взлетной полосы и видим еще одно озеро, а возле него палатка, машина, люди. Спрашиваем у них про бункер, они охотно показывают, что он прямо за этим озером. Мы идем и не сразу, но находим бункер, хотя все просто, он там, куда они показали. Вход в бункер немного присыпан, мы протискиваемся (Вася умудряется испачкать куртку в битуме) и пролезаем внутрь. Бункер представляет собой несколько соединяющихся между собой помещений, похожих на туннель в метро. Идем, пока не упираемся в тупик. Вылезаем довольные, что нашли. Идем к машине и почти у самого летного поля буквально в 5 метрах от дороги видим вход во второй такой же бункер. Туда мы уже не полезли, он с виду такой же. Можно посмотреть мое видео 2018 года про аэродром Ватега.
На ночевку поехали к красивому озеру, на которое мы заезжали на разведку в прошлый раз. Разгоряченные поисками бункера (к тому же выглянуло солнце), мы побежали купаться голышом, и Юра тоже. Вода не очень теплая, но приятно хотя бы смыть с себя пот впервые за 4 дня. Чистим грибы, опять будем мариновать. Банок не хватает, сделали 3 по 800мл и одну по 350мл, остатки кладем в пластиковый контейнер. Потом еще жарим оставшиеся грибы, но есть уже не хочется. Безумно хочется спать и одолевают комары. Вася разводит пионерский костер. Юра с Васей ложатся в 22, я еще пишу и ложусь в 23ч.
Все фото подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега
|