главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад, Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицы,Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр, полуостров Средний

Рыбалка на Ведлозере июль 2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад, Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицы, Медвежьегорск, Кивач


  31.7.21. Встали в 6.40. Первая теплая ночь. Первый раз сварили нормальную человеческую кашу из кус-куса, гораздо вкуснее, чем сублиматы. Юра утром попробовал закинуть удочки, но никто даже не позарился на его червяков. Мошка летает. Выехали около 9ч, +17.
   Едем к петроглифам Беломорска. В Выгострове заехали к храму Святой Варвары, построенному в 2009г.
  Подъехали к Выгостровской ГЭС, там стоит недавно построенный павильон «Беломорские петроглифы», работает с 10 до 17. Там выставка «Бесовы следки». Но Юра решил, что нам туда не надо. Возле музея никакой парковки, машины ютятся вдоль забора Выгостровской ГЭС. А если приедет много народу сразу?
   
 От выставочного павильона мы идем по каменистому руслу реки Выг к петроглифам. Туристы в основном ходят по лесной тропе 1,3 км от специально оборудованной автостоянки вблизи автодороги Сосновец — Беломорск. Но мы не ищем легких путей, к тому же здесь очень живописно.
  Потом тропа идет по лесу и приводит в Залавругу – место расположения петроглифов. Возраст петроглифов, созданных древними людьми и открытых А. М. Линевским, — 4,5—5,5 тыс. лет. Для удобства просмотра петроглифов и чтобы их не затоптали туристы в этом месте построены деревянные мостки, частично изрядно подгнившие.
 Петроглифов действительно много, но они не очень впечатляют. Гораздо большее впечатление на меня произвели петроглифы на Бесовом Носу в лучах заходящего солнца. Кстати, именно это место изображено на главной странице нашего сайта. Мы обошли все петроглифы и пошли обратно тем же путем, нашли еще парочку петроглифов на острове Ерпин Пудас. Здесь все фото.
  Едем дальше в Беломорск и, не задерживаясь там,  едем дальше. Проезжаем деревню Вирма на реке Вирма. Там красивая деревянная церковь Петра и Павла (1625г.) – памятник архитектуры. Потом заезжаем в Сумский Посад.
  Сумский Посад - село на юго-востоке Беломорского района Республики Карелия, административный центр Сумпосадского сельского поселения, памятник истории. Расположено на реке Сума в 3,5 км от Онежской губы (Поморский берег), в 43 км к юго-востоку от Беломорска и в 280 км к северу от Петрозаводска.  Основано в XV веке новгородскими переселенцами. Является одним из самых древних поморских поселений. Принадлежало Марфе Борецкой (Марфе-посаднице). Жители села занимались рыболовством, судостроением, солеварением. В 1452 году Марфа Борецкая передала село во владение Соловецкому монастырю. В 1576 году в ходе Ливонской войны село было значительно разорено и сожжено. Для защиты земель от дальнейших набегов монастырь построил крепость в селе. Местные крестьяне помимо прочего отныне несли и воинскую повинность. В 1613 году острог подвергался осаде литовско-казацкого грабительского отряда, но не был взят. В 1704 году Сумский острог был приписан к Олонецким горным заводам. Часть населения обязали покинуть село для исполнения заводской повинности. Вмешательство Соловецкого архимандрита позволило вернуть жителей на родную землю. Сенатским указом от 12(24) июля 1806 года селение Сумское преобразовано в посад.
  В 1870 году село посетил великий князь Алексей Александрович, позже в память о своём посещении приславший в дар мореходную лодку, которая ныне является историческим памятником, охраняющимся государством. Листербот (мореходная лодка) (от англ. Lister boat) находится в центре Сумпосада, на острове на реке Сума.
   Судно было построено в мастерских Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и представляло собой мореходное парусно-гребное судно лодочного типа, характерное для мореходов юго-западного побережья Норвегии (тип судна назван по мысу Листер). Лодка была доставлена в Сумский Посад по морю шкипером Павлом Степановичем Смирновым в 1872 г. В 1875 г. листербот был передан Гавриле Афанасьевичу Ерёмину, кандидату в сумские бургомистры, для использования для перевозки богомольцев в Соловецкий монастырь, однако использовался ли он для этого, неизвестно. Листербот изображён на гербе и флаге Сумпосада, принятом в 2019 г. Размеры листербота: длина – 9,91 м, ширина по миделю – 3,57 м, высота – 1,20 м.  
   Саму лодку из-за разросшихся на острове кустов и деревьев почти не видно. А вот так она выглядела летом 2007г, когда Сумский Посад посетили молодые бойцы Юрий Бородулин, Александр Соколов и Анатолий Шелёхин.
   Среди архитектурных памятников — амбар Соловецкого монастыря постройки 1757 года, рыбный двухъярусный амбар (вторая половина XIX века), дом № 79 (конец XIX века). От Сумского острога сохранились только часть стены и восьмиугольная воротная башня с шатровым верхом. В 1930-е годы они были перевезены в подмосковный музей, а в 70-е восстановлены в музее в Коломенском. В самом селе сохранились следы рвов и валов. Место, где располагался Сумский острог, охраняется государством.
   В 2013 году сооружена деревянная церковь в честь преподобного Елисея Сумского, соловецкого чудотворца, — первый и единственный храм в России в его честь. Возле него находится памятник мореходам Сумского Посада.
 
  По дороге к лодке справа на берегу Сумы очень симпатичный частный дом со всякими забавными фигурками-чучелами, набитыми тряпками. Очень жизнерадостные персонажи.
   После посещения Сумпосада мы едем дальше вдоль или поперек реки Сумы, разных озер. Мы ищем стоянку, но почти у всех озер берега заболочены. Наконец видим на берегу Сумозера в mapsme небольшой пляжик и едем туда. Действительно хорошее место, небольшая гавань. Песочек, хорошие места под палатку, можно купаться. Остаёмся здесь. Ставим палатку, обедаем. Потом надуваем пакрафты, мы с Васей их пробуем. За левым мысом стоят рыбаки на 3 машинах с моторными лодками. Юра сходил к ним на разведку, они сказали, что здесь ловится окунь. У них пляж еще больше и лучше нашего. Зато мы одни, а их много. Где-то вдалеке грохочет гром и висит синяя туча. По дороге на нас немного пролилось, а здесь, похоже, миновало. Прошел только небольшой слепой дождь. Юра с Васей уплыли на пакрафтах на рыбалку. Телефон здесь не ловит вообще, от слова «совсем», нет сигнала. Сегодня настоящий теплый день, и мы искупались. Вода не холодная.
  Около 20.30 Юра с Васей вернулись с рыбалки, наловили кучу рыбы, крупных и средних окуней и небольших плотвичек. Рыба на червяка и опарыша клюет, как ужаленная. На спиннинг не берёт. Я почистила чешую на деревянном щите (видимо, для этого и предназначенном), Юра выпотрошил рыбу. Вася отнёс потроха на правый мыс к камням, чтоб чайки съели.
  Вася почистил картошку и морковку и мы сварили уху, одновременно жарили крупную рыбу на сковороде. Получилось вкусно, хотя и без муки, т.к. я ее не взяла. Мы решили встать здесь на днёвку, отоспаться завтра. Был красивый закат, и мы с Васей бегали его снимать.
   1.8.21. Начался последний месяц лета. Спали до 10. Под утро уже жарко. Позавтракали. Юра пошел искать сушины, нашел и кроме них нашел выкопанный в земле туалет недалеко в лесу и еще глубокую яму, видимо, в качестве холодильника для хранения рыбы. Кроме того, возле стоянки здесь стоит еще пластиковое ведро-туалет, причем чистый, но мы не стали им пользоваться.
 Юра дал мне задание напилить дрова из сушин, которые он принес. Я две из них распилила, натёрла мозоль на правой руке. Третью сушину оставила Васе – самую толстую. Пока Юра с Васей собирали лодки для рыбалки, Юрин пакрафт слегка уплыл, но недалеко, Вася сел в свой и догнал его.
В 12 они уплыли на рыбалку. Чайки с утра прилетели, хотя вчера их вообще не было. Часть потрохов и голов они съели и выставили охранников. Приплыли другие чайки, они начали их клевать и орать. Даже перья летели. Через некоторое время чайки почти все съели и охранников убрали.
   Пока никого нет, я нагрела себе воды, помыла голову и искупалась в озере. Днем на солнце реальная жара, градусов 25. В лесу есть немного черники, брусника еще не совсем созрела. Я набрала немного ягод для каши. Еще я нашла несколько кустиков мяты на берегу возле кустов.
  Мои рыбаки днем поймали немного рыбы, всего 8 штук (7 окуней и 1 плотву), из них 3 на спиннинг. На обед разогрели уху, съели полкотла. Свежую рыбу почистили, присолили и положили в котел, а котел поставили в тень, в траву. Во время обеда начался дождь, но мы заранее натянули тент. Дождь был сильный, но опять «слепой» и очень быстро прошел. На ужин решили сделать сардельки на гриле. Для этого надо обжечь на костре  полки от старого холодильника.
   Около 18ч Юра с Васей опять поплыли на рыбалку часа на 2. Как только они ушли, минут 5 покапал дождик и закончился, и опять светит солнце. Сегодня вечером они наловили меньше, чем вчера. Я почистила и выпотрошила рыбу, и мы ее тоже положили в котел. Пока Юра с Васей рыбачили, я обжигала на костре решетки лот холодильника, потом драила их песком и металлической губкой. Вечером мы запекли на них сардельки и 3 рыбки. Рыбка получилась не очень вкусной, жареная лучше.
   2.8.21. Встали в 7.30. Облачно, тепло, но ходят тучи. Как бы не пошёл дождь! Но мы успели позавтракать и сложиться, выехали примерно в 9.30. Дальше по дороге еще несколько стоянок на Сумозере с песчаными пляжами, но они все очень близко к дороге.
Мы повернули на совсем дупляную дорогу на развилке, где направо был указатель на деревню Воренжа, а мы поехали налево. Доехали до указателя «Егерский кордон» - 400 м. Сходили пешком, хотели узнать проезжаема ли дальше дорога через реку Сума. Кордон есть, но там никого нет, всё закрыто. И следы от трактора, на котором туда кто-то приезжал. Поехали дальше по дороге, около 12.30 приехали к разрушенному мосту через реку Сума. И стоит указатель «Сумский Ям» - здесь проходила первая государственная дорога в республике Карелия «ОСУДАРЕВА ДОРОГА».
Осударева дорога — сухопутная трасса, проложенная от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общая длина дороги — 174 версты (185.5 км). Дорога предназначалась для перемещения на повозках войск, генералитета, духовного синклита и артиллерии. Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, строительство вели около 5 000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Работы производились двумя строительными группами — северной и южной, продвигавшимися навстречу друг другу. Северный участок (94 версты) включал строительство пристани на мысе Вардегорский Белого моря и сухопутный участок до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Южный участок составил 80 вёрст. Строительство началось в двадцатых числах июня 1702 года, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 174 версты. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства. В ходе Северной войны Осударева дорога использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. В XIX веке дорога была заброшена. В 1933 году по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала. По состоянию на 2010 год точные координаты прохождения дороги неизвестны. Большая часть дороги не найдена. Предположительный маршрут дороги проходил вблизи населённых пунктов и мест: мыс Вардегорский — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года; село Нюхча — с 16 на 17 августа 1702 года здесь ночевал Петр I; Государев клоч — место временной стоянки Петра I. (14 верст вверх по реке Нюхча); Щепотева гора; Миленские горы; гора Ветряная; Патрикеева Сюрьга; река Илоза (Сума) — форсировалась армейской группой 18 августа 1702 года; Пулозеро; Пихкамох; село Коросозеро; Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы. В 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога». Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества Российской академии наук М. Ю. Данков — ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и С. А. Никулин — главный редактор карельской коммерческой телекомпании «Ника». В рамках этого проекта организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат Осударевой дороги.
   Так вот в этом месте, похоже, она действительно проходила. На мосту накидано много бревен, погрызенных бобрами, вроде можно проехать. Тут же рядом с мостом их бобровая хатка. Юра с Васей подправили немного мост, кое-где накидали еще бревен и веток, и Юра поехал. Но посередине машина встала, колеса стали проворачиваться, одно колесо чуть совсем не провалилось. Мы вытащили все вещи из машины, достали лебёдку, зацепили ее сзади за дерево и вытянули машину назад. Потом начали ремонтировать мост. Юра достал бензопилу, натаскали из бобровой плотины бревен, подпилили, где надо, накидали на мост. Стало выглядеть солидней. На это ушел час. Потом лебёдку зацепили за пенёк слева от дороги по курсу движения, и так Юра проехал первое сложное место. Потом закрепили трос за довольно тонкое дерево справа от дороги. Мне оно сразу не внушило доверия, потому что я вспомнила, с какой легкостью Юра выдернул такое же дерево возле дома в Шушино на Renault  Duster. Мужики сказали мне встать на стропу возле дерева, чтобы утяжелить её. Я встала, сначала вроде машина пошла, но потом я почувствовала, что дерево начинает выкорчевываться и я сейчас взлечу вместе с ним и тросом, я дико заорала, Вася выключил лебёдку. Пришлось искать дерево потолще, нашли слева от дороги, прицепили лебедку к машине и наконец смогли выехать от речки. На переправу через реку Сума у нас ушло 3 часа. Наш путь показан белым цветом на снимке из атласа "Республика Карелия", и он отображен в нашем видео. Красным цветом отмечена дорога на турбазу "Ветреный пояс". Мы проехали часть дороги, обозначенную указателем "Сумский Ям" возле разрушенного моста через реку Сума, и далее, до выезда на дорогу Валдай-Надвоицы.
Я набрала питьевой воды во все бутыли и мы поехали дальше. Но дорога становилась все дупляней и дупляней. Вася уже устал выбегать и поддерживать кусты, чтобы они не поцарапали машину. Наконец Юра завел бензопилу и пошел отпиливать ветки, а Вася пошел вперед на разведку. Прошел еще час. Юра отпиливает ветки бензопилой с одной стороны, Вася – топором с другой, и так мы медленно продвигаемся. Около 18 ч переехали еще один ручей. Проехали развилку с указателем на турбазу «Ветреный пояс»(35 км), но нам туда не надо. Уже темнеет. В 20.30 выехали на дорогу Валдай-Надвоицы. В районе деревни Полга «зачирикали» наши телефоны – появился интернет. Ищем-смотрим места для ночевки, но везде заболоченные озера. Решили ехать дальше до Выгозера. В 21.30 встаем на Выгозере недалеко от СНТ Сенгуба в устье (или истоке?) ручья Волковый,. Вроде как он из озера вытекает, а может просто ветер гонит волну. Над ручьем автомобильный мост. Рядом с озером большой песчаный пляж. Юра вырубает пространство для палатки в кустах, мы развешиваем тент. В темноте при свете фонаря мы жарим рыбу. Около 23ч начинается дождь. Он идёт всю ночь.
   3.8.21. Спим и ждем, когда кончится дождь. Но он не кончается. Ветер становится штормовым, срывает тент и палатку, но температура +18. Выезжаем в 12.35. По дороге льет дождь.
Мы едем в Надвоицы, где находится красивый водопад Воицкий падун. Водопад известен примерно с 16-го века. Ещё одно его название – Воец. Высота Войца когда-то достигала 4 метров, а шум падающая вода производила такой, что деревню, появившуюся здесь позднее, назвали Надвоицы – то есть, «расположенная над воем». Шум (вой) водопада Воицкий падун (от слова «вой») на реке Нижний Выг, при её впадении в озеро Воицкое, слышен за 18 км. Изначально водопад был гораздо мощнее и делился на 3 рукава. Названия им дали позднее. Их нарекли: Мельничный (правый); Срединная падь (ещё одно название – Еловый); Толчея (левый, другое название рукава - Боковой). Над Мельничным действительно в 18 веке была мельница, а возле Толчеи – толчейно-промывальная фабрика, принадлежащая Воицкому руднику. В конце того же 18-го века здесь побывал поэт Гавриил Державин, а в начале 20-го века – великий певец природы, писатель Михаил Пришвин, память о котором до сих пор чтут в деревне Надвоицы. На основе собранного материала Пришвин написал книги о Карелии. От Воицкого Падуна же ныне уцелела лишь Срединная падь, всегда бывшая самой мощной. И хотя её уже трудно назвать водопадом, место это остаётся чрезвычайно живописным.
Когда мы приехали в Надвоицы, все еще шел дождь и довольно сильный. Мы подъехали со стороны правого рукава, так что мы видели не самую мощную струю водопада. Будет повод приехать сюда еще раз. Вот небольшое видео.
   После Надвоиц мы выехали на асфальт и едем в Медвежьегорск. Сходили на гору Лысуха, где находятся остатки финских оборонительных укреплений. Оттуда открывается красивый вид на город. Позвонили Сергею Гапановичу, завтра встретимся с ним в Петрозаводске, чтобы он нам отдал сертификат на нашего зайца.
   Около 17ч встали на берегу Онежского озера за Лавас-губой. Дождь то идет, то не идет, то ветер, то стихает. Пляж здесь галечный, стоянка неплохая, даже есть куда тент повесить. Но вокруг все овраги загажены мусором, сплошная помойка. Недалеко от нас стоит рыбак из Питера с моторной лодкой, но говорит, что ничего не ловится. Он рано лег спать, наверное, ночью опять пойдет. Юра тоже лег спать, еще и 19ч не было. К вечеру немного разъяснилось, может и не будет дождя. Но на завтра МЧС передает штормовое предупреждение.
   4.8.21. Ночью несколько раз шел сильный дождь. Встали около 8. Облачно, +16. Позавтракали, посушили палатку, собрались. Вася с Юрой искупались в холодной воде Онежского озера. В 10.20 выехали из Лавас-губы обратно к основному шоссе. Едем на водопад Кивач. Там теперь заповедник, вход для взрослых – 200руб., для пенсионеров – 100 руб. Очень много народу. Юра сказал, что раньше воды было больше. И это видно на снимках 19 века.

  Название водопада происходит, видимо, от финского слова kiivas, что означает «мощный, стремительный». Высота общего падения водопада — 10,4 м на участке протяжённостью около 170 м. Высота отвесного падения нижней ступени — 8 м. Уступ водопада образован выходами диабаза. Водопад разделён скалой на два потока: главный (правый) и второстепенный (левый). Главный поток низвергается по четырём уступам, второстепенный разбит на несколько струй, направленных под прямым углом к главному потоку. Водопад является экскурсионным объектом в пределах заповедника «Кивач», площадь которого — более 10 тысяч га. У водопада располагаются Музей природы и дендрарий. Впервые упоминается в Писцовых книгах в 1566 году. По одной из легенд о возникновении водопада, две реки-сестры Суна и Шуя, не желая расставаться друг с другом, протекали рядом. Но в один момент Суна уступила сестре своё удобное русло и прилегла отдохнуть. После пробуждения она с удивлением увидела, что Шуя утекла очень далеко, и пустилась вдогонку, снося всё на своем пути. В месте, где Суна пробила скалы, возник водопад Кивач. Раньше он считался вторым по величине в Европе после Рейнского водопада, но сейчас в нем воды намного меньше.
   Оттуда я позвонила Сергею Гапановичу, теперь едем к нему в Петрозаводск, в Crema Cafe на ул.Анохина, 26А. Доехали за час. В 13.30 мы там. Я сразу его узнала, он сидел на улице с 3 девушками, чемпионками по тхэквондо и еще по чему-то. Пообщались немного, он нам выдал сертификат, а я ему подарила магнитик с названием нашего сайта и видом на Онежское озеро с Бесова носа.
   Сергей предлагал выпить кофе, но Юра отказался, а Вася вообще остался в машине. Недалеко от кафе красивый фонтан, и вообще место мне понравилось.
Едем дальше в сторону Питера. В 16 ч перекусываем – пьем чай на озере Сяксъярви.
А вечером мы уже в Шушино. Наш поход закончен.



Татьяна Мысляева



Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.