главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Рёконьская пустынь-февраль 2024

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2023

Кронштадт - январь 2023

Русский север-2022

Лыжный поход по Кижским шхерам - март 2022

Рдейский Успенский монастырь - февраль 2022

Великий Новгоород, Ст.Русса - февраль 2022

Кировск ноябрь-2021

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад,Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицвы, Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр п-ов Средний

Рыбалка на Ведлозере - июль 2021

Кирха Каукола в Севастьяново-2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Русский север (август) часть 3

   18.08.18. В 7 утра мы с Юрой выехали из Питера. Немного не доезжая Вытегры, увидели указатель на Свято-Успенский источник в 400м от дороги. Заехали туда, набрали воды, там даже небольшая часовенка есть и купель возле источника. Наш навигатор Garmin сбрендил, все время говорит: «разворачивайтесь» и хочет нас заставить проехать 600 с лишним километров вместо 150. Наконец, когда осталось до Вытегры километров 70, у него мозги встали на место. В 12.40 мы в Вытегре, в музее «Подводная лодка Б-440». Взяли экскурсию с аудиогидом (живого гида пока не было), излазили лодку вдоль и поперек, было очень интересно. После Вытегры навигатор опять стал нас посылать куда подальше. Но мы едем по своему маршруту: Нигижма (наш гостевой дом, где встречали Новый год с Саней Соколовым), Пудож и Шальский.
    Выезжаем на берег Онежского озера и ищем стоянку. Местами едем прямо по мокрому песку, как по отливной полосе, или прямо по озеру, объезжая бревна, накиданные во время шторма (Да, на Онежском озере тоже бывают шторма!) Встаем в хорошем месте.
   Мы перекусываем, ставим палатку и едем на экскурсию дальше по берегу, пока можно, в сторону Бесова Носа. Когда ехать дальше уже нельзя, оставляем машину и идем пешком. Доходим до красивых и плоских камней и там купаемся. В воде они скользкие и по ним съезжаешь, как по горке. А выбираться и вовсе трудно, Юре это удается только с третьей попытки. Когда мы перекусывали, мимо нас туда-сюда проехали квадроциклы. А потом, когда мы уже сами поехали на машине, в сторону Бесова Носа проехали 2 машины – «Нива» и еще какая-то. Но дорога там – жуть, колеи метр глубиной! Вернулись на стоянку как раз к закату, около 20ч. Красиво!  

   19.08.18. Подъем был намечен на 6 утра, но в это время пошел дождик, решили переждать. И он действительно перестал. Ночью поднялся сильный ветер. В сумку с продуктами, которая стояла под тентом палатки, намело кучу песка. Ветер сдувал со стола чашки, ложки. Онежское озеро выглядело, как море: волны с белыми барашками.
   Мы позавтракали и выехали в 7.35. Проехали Пудож, в деревне Сигово набрали воды в бутыли из источника, а воду из Свято-Успенского источника вылили, она была какая-то мутная. Каргополь проехали по объездной дороге и въехали в Плесецкий район, где мы ехали зимой. Проехали Кенозерский национальный парк, но это надолго и в другой раз.
   Перекусили на реке Лёкшма, полюбовались на прожорливых рыбок, размером со спичечный коробок, которые бросались на брошенные в воду куски булки. Юра починил навигатор, оказалось, что в настройках стояло: избегать грунтовых дорог, поэтому он все время гнал нас в объезд. Но откуда взялась эта настройка – непонятно. Мы только что вернулись с полуострова Рыбачий, и  там было все нормально.
   Приехали в Липаково. Здесь ходит небольшой паром через реку Онега, который возит пассажиров и машины. На том берегу – Липаковская узкоколейная железная дорога (УЖД). Туда мы поедем завтра, без машины. Перевоз джипа – 250 р. в одну сторону, а одного пассажира – 15 руб. Мы проведем там целый день и вечером уедем обратно. Сегодня нам надо найти место для лагеря. Возле переправы ничего не нашли. Вернулись обратно на дорогу, там примерно в километре был съезд с дороги, туда мы и поехали. Подъехали к реке, отличное место, хорошая стоянка, даже трава покошена, стол, скамейки. Берег высокий – внизу старица Онеги, сейчас там можно пройти пешком, а весной там, говорят, щуки ловились. Быстро ставим лагерь до дождя, примерно в 3 часа дня. По дороге нас уже несколько раз поливало, и теперь эта туча близится сюда. Так и есть, суп уже пришлось варить под тентом палатки. И ужинать тоже. Дождь идет постоянно с маленькими перерывами.

   20.08.18. Всю ночь шел дождь. Но утром уже светило солнышко. Встали в 6.15. Трава везде мокрая. Но зато завтрак уже готовили на улице на столе. Маленькие рыбки радостно выпрыгивают из воды в речке, поблескивая на солнце серебристой чешуей, их видно издалека. Завтракаем и уезжаем в 8.10. Мы собрали с собой рюкзаки с едой и одеждой от дождя.
    Машину оставили наверху возле переправы. Переправились на пароме на ту сторону вместе с «буханкой», которая везет продукты в Лужму и Сезу. Сегодня хлебный день. Метрах в 400 по дороге от переправы находится типа депо УЖД. Здесь стоит 1 пассажирский вагончик и 2 почему-то тепловоза ТУ-6 сзади. К вагону подъехала «буханка», загрузила в вагон продукты. И еще сели 2 местные женщины и мужик, который загружал продукты. Выехали в 10.03. До первой остановки – станции «Онега» - совсем недалеко и тэушка  толкала вагончик сзади. На станции «Онега» ТУ-6 объехал по запасному пути вагончик и встал спереди. Там даже есть здание деревянного вокзала и нечто вроде деревянной платформы. В вагон сели 3 человека с собакой и женщина-агитатор по выборам. Вагончик по дороге качается, ветки со всех сторон бьются в стекло, т.к. дорога заросла со всех сторон кустами и деревьями. Шпалы тоже частично разрушились, и в одном месте бригада белорусов ремонтирует шпалы. До работы они добираются на «пионерке» - это самоходная дрезина, работающая на бензине и мотоциклетном моторе.
    Минут через 50 следующая станция – Лужма. Пассажиры с собакой вышли, вместо них села женщина сверхбальзаковского возраста в мини-юбке с двумя большими сумками. Все остальные поехали до Сезы. До нее ехали еще час. Юра засекал скорость по GPS, местами 17 км/ч, иногда разгонялись до 22км/ч. Из разговоров пассажиров – а они все-таки не  местные, приезжают сюда только летом или по делам, хотя родом из Сезы – мы узнали много интересного. Например, иногда вагончик сильно разгоняется и сходит с рельсов и падает набок, но упасть совсем ему не дают деревья, которые подходят вплотную к железке. В этом случае пассажиры вылезают из вагончика и им приходится идти пешком до своей станции (длина всей железной дороги 33 км), и часто это бывает зимой. Практически все, кто ехал, были в этой ситуации.
    Около 12 мы приехали в Сезу. ТУшка переехала на соседний путь, потом подъехала к вагончику с другой стороны и повезла его по рельсам прямо к магазину. Никаких других средств передвижения, кроме ТУшек и «пионерок», здесь нет. У магазина уже стояли местные жители и продавщица. Мужик-грузчик (он всю дорогу читал книгу) разгрузил продукты и перенес их в магазин. Магазин работает 3 раза в неделю в те же дни и часы, когда приходит ТУшка и привозит продукты. В принципе, все необходимое для жизни есть, даже мясо, рыба, пельмени. А овощи местные выращивают сами.
    На ознакомление с поселком у нас было 3 часа. Мы пошли по деревянным тротуарам по улице, идущей от магазина, потом обследовали и другие улицы. Больше половины домов разрушены. Местных жителей совсем мало. Большинство приезжают сюда на лето – родственники, дети, внуки, – а в конце лета уезжают. Как раз таких мы и увидели сегодня. Эти родственники, дети и внуки сумели выбраться из этой глуши и устроить свою жизнь в близлежащих городах – Плесецке, Мирном. А оставшиеся здесь вынуждены доживать свой век в полуразрушенном поселке без каких-либо перспектив на будущее. Посёлок был основан в 1952 году при лесозаготовках, осуществляемых Красновским леспромхозом, который располагался в посёлке Липаково. Для вывоза леса была построена УЖД,  посёлок Сеза был построен на её 33-м километре и изначально планировался как временный, с расчётом на расселение после окончания заготовок леса на данном участке (что в итоге так и не было осуществлено). Рядом с Сезой велась добыча песка для строительных нужд, от которой сохранился заброшенный карьер. До 1980-х годов УЖД продолжалась за посёлок приблизительно на 45 километров, затем началась поэтапная разборка путей в связи с падением объёмов лесозаготовок, и в данный момент Сеза является тупиком железной дороги. В  2000 году был закрыт Красновский леспромхоз, в середине 2000-х прекращён вывоз леса, и разобраны пути УЖД, уходившие к участкам вырубки. В данный момент экономика посёлка ограничена железной дорогой и магазином. Кстати, приехавшая вместе с нами со станции Онега женщина-агитатор ходила по домам и раздавала плакаты с портретом кандидата куда-то, обещавшего жителям светлое будущее, и эти же плакаты она наклеила в вагоне, жалко, что мы забыли сфотографировать.
   Зашли мы (а вернее, залезли через заколоченную дверь) в разрушенную школу, где, несмотря на надписи мелом на доске: «Оставьте школу! Не надо ее громить!», словно прошли варвары, все раздолбано, книги, учебники валяются на полу. А в учительской стопкой лежат классные журналы за разные годы. Полистав их, мы увидели, что количество учеников катастрофически уменьшалось с каждым годом. И только ласточки вьют гнезда под потолком…
   В таком же состоянии детский сад. На фельдшерско-акушерском пункте  висит вполне приличная табличка с расписанием работы и тут же на бумажке «ФАП не работает».
   Воду местные жители берут из двух водонасосных станций либо из речки Сеза и носят ее в ведрах коромыслом. Для питья, сказал местный житель, пригодна только вода из речки, а из скважины плохая.
   Когда-то здесь была большая пилорама, а железная дорога простиралась еще на многие километры. Теперь же она заканчивается здесь, в Сезе, дальше в 1,5км по железной дороге находится местное кладбище и туда захаживают медведи.
   Погода сегодня хорошая, мы поднялись на горку, откуда видно почти весь поселок, устроили там перекус. С этой горки раньше катались на лыжах и на санках, а сейчас она довольно сильно заросла.
   Почти весь последний час мы провели возле магазина, наблюдая местную жизнь. Постоянных местных жителей можно легко отличить от временно проживающих просто по какому-то другому выражению лица и по отсутствию большей части зубов. Потом пришли машинист с помощником и ровно в 15ч мы отъехали от магазина в обратном порядке на основные пути и двинулись в обратный путь. Из Сезы уезжало много пассажиров с детьми, в Лужме тоже подсело много народу с детьми разного возраста, и вагончик почти заполнился. В 17ч мы приехали в Липаково. Переправились через Онегу вместе с нашими попутчиками на пароме, большинство людей встречали машины на том берегу.
Мы же поехали на место нашей ночевки на берегу Онеги. За день все подсохло, можно по-человечески сготовить ужин и поесть за столом. Но завтра с утра обещают дождь. Надо попробовать уехать без дождя. Вечером был обалденный закат, а ночью звездное небо.

   21.08.18. Будильник зазвенел в 5, но в это время уже шел дождь. Торопиться нам некуда, т.к. неизвестно, закончили ли ремонт дороги до Онеги на 36-м километре. Спали еще до 8. Дождь идет без перерыва. Мы собрали спальники, коврики, сняли палатку и готовили завтрак под тентом палатки. На наше счастье буквально на 5 минут дождь перестал, мы убрали все в машину и выехали чуть позже 9. Через 7 км по трассе, как нам подсказала женщина-попутчица на УЖД, в магазине в деревне Федово продают вкусный хлеб. Купили хлеба и попили там кофе за 39 руб. До Савинского за рулем ехала я. Километров через 5 началась грунтовая дорога на Онегу – 200 км грейдера. За руль сел Юра. Дорога большей частью плохая и размыта дождем, который идет без перерыва. К счастью, последние 40 км были асфальтовые, хотя и плохонькие. И вот мы в Онеге. Заходим в контору дома отдыха «Кийский» насчет поездки на Кий-остров. Погода пока не позволяет туда ехать. Ориентировочно, возможно, поездка будет в пятницу (а сегодня вторник). Но как-то всё неясно.
   Потом мы поехали в гостевой дом «Визит-центр Онега» на проспекте Кирова, дом 107. Это самый новый гостевой дом прямо на берегу Онеги возле порта. В то время как все дома здесь 1-2-этажные и только в новых районах есть пятиэтажки. Нам дали номер на втором этаже со всеми удобствами, окно с видом на Онегу, за 1000руб. в сутки с человека. В номере телевизор, душевая кабина, туалет. Wi-fi тоже есть. Внизу кухня, где можно готовить еду, и общая гостиная.
   Мы заселились и поехали обедать в кафе «Беломорочка» на пр. Ленина, 186. Хорошее кафе, вкусно поели вдвоем на 430 руб. (салат, первое, второе, третье).
   Дмитрий – один из хозяев гостевого дома – дал нам телефон Владимира, у которого на Кий-острове есть гостевой дом, и он нас отвезет туда на своем катере. Но это будет в пятницу, т.к. еще 2 дня будет ненастная погода, а сегодня ночью вообще штормовое предупреждение и ветер до 27 м/сек.

   22.08.18. Ночью действительно разыгрался шторм. Ветер бушевал неистово. Часа в 3 ночи погас фонарь, который светил нам в окно. То ли снесло фонарь, то ли оборвало провода. Утром выяснилось, что на провода, идущие с территории порта к нашему домику, упал большой тополь с территории порта, оборвал провода и сломал металлический забор. Электричества нет, говорят, во всем городе. Разумеется, теперь ни интернета, ни горячей воды. Хорошо, что хоть плита газовая. На Онеге волны с барашками. Ветер так и бушует. Говорят, от причалов оторвало несколько лодок, у грузового порта оторвало портовый кран и унесло в море, там он застрял на мели. С утра рабочие порта пилят тополь. И вот около 11ч они его распилили, освободили провода, но надо же их еще соединить.
   Мы позавтракали и сидим в своей берлоге. В доме еще сохраняется тепло, но жары-то нет. А бедные люди-туристы сидят на Кий-острове в доме отдыха, где дубак, и их не выпускают оттуда, пока не отменят штормовое предупреждение.
   После 12 мы с Юрой пошли погулять, прошлись по проспекту Кирова, по проспекту Ленина. Везде поваленные деревья, электрические столбы. Магазины не работают. Мы дошли до церкви Святой Троицы Живоначальной, но она закрыта, по будням открывается только в 9 утра на молебен. В парке около церкви мы нашли очень много деревьев-мутантов, которые имеют общий корень и от 2 до 5 стволов. И такие деревья не только в парке. Ветер все так же бушует. Коммунальные службы активно работают: упавшие деревья убирают, провода соединяют. Мы прогулялись вдоль реки по берегу и по набережной Попова, которую набережной можно назвать с большим натягом – никаких тротуаров и парапетов там нет, это просто ряд домов, стоящих вдоль Онеги на одной линии. Мы обнаружили несколько 3-этажных домов, в том числе больницу и школу.
   Когда вернулись домой, то в номере появилось электричество, но интернет не работал. Чуть позже электричества у нас не стало, но появился интернет. Внизу телевизор работает, а у нас нет. Но потом нам дали удлинитель и мы тоже подключили телевизор к розетке в коридоре, там же кипятим чайник и заряжаем девайсы.
   К вечеру ветер немного стих, но МЧС продлевает штормовое предупреждение до утра.

   23.08.18. Утром встали в 6.30. Сегодня запланирована поездка на заброшенный военный аэродром Ватега. Погода с утра хорошая, надо успеть до дождя, который обещали во второй половине дня. В ту сторону поехали короткой дорогой, по дороге там есть один сложный мостик через речку, но мы его преодолели легко. И вот мы на аэродроме. Его строили для тяжелых бомбардировщиков в течение 10 лет еще в СССР. Одна полоса была бетонная длиной 4 км, а другая – асфальтовая длиной 3,5 км. Аэродром был построен на 90%, военный самолет лишь однажды совершил посадку и взлет с экспериментальной полосы. Затем понадобилась ее доработка. Но этим здесь уже заниматься никто не стал. С развалом СССР всё было заброшено. Бетонные плиты (20000  штук) с ВПП были демонтированы и проданы, по факту продажи было возбуждено уголовное дело. Бывшая бетонная полоса постепенно зарастает лесом, проехать по ней можно, но погонять нельзя. А вот асфальтовая полоса сохранилась хорошо, по ней можно гонять хоть на машине (что мы и сделали), хоть на лыжероллерах. Но попробуй туда доберись! Доехать можно только на внедорожнике. Еще мы посетили недостроенный диспетчерско-командный пункт. Искали бункер, который находится в земле, но так и не нашли, хотя Юра видел его фотографии в интернете. На территории аэродрома мы нашли первые грибы: подосиновики, подберезовики и один огромный белый, ножку пришлось выкинуть, она была червивая. А на обратном пути на дороге нашли еще несколько маслят.
  
Мы заехали еще на небольшое озеро, в котором, как нам сказали, много окуней. Но Юра забросил несколько раз спиннинг – никто не клюнул. Обратно поехали по длинной дороге, там тоже было 2 бревенчатых моста, но довольно крепкие.
   Не доезжая Онеги, заехали к пансионату – дворцу спорта «Онега» - там у них лыжные трассы и даже трасса для лыжероллеров. Мы видели детей с лыжероллерами и лыжными палками, но трассу Юра так и не нашел.
   Когда приехали в Онегу, начал накрапывать обещанный дождь. Мы закупили продуктов в «Пятерочке» и поехали к морю. Но до моря так и не дошли, там были камыши больше человеческого роста, а под ногами чача – был отлив – и жуткая грязь и слякоть. В одной из луж увидели медузу. Кий-остров был виден вдалеке. Завтра в 9 мы туда плывем на катере с Владимиром во время прилива. Электричество в номере у нас так и не появилось, пользуемся через удлинитель. А свет – только от работающего телевизора.

   24.08.18. Волна в Онеге чуть успокоилась. Владимир немного задерживается и заезжает за нами в 9.40 с женой Леной. Мы уже «сидим на чемоданах», загружаемся в его катер и идем к Кий-острову. Волна еще все-таки есть и лодка бьется об нее днищем, как об жесткую кочку на дороге, мотор мощный , 50 л.с. И вот где-то через 30-40 минут мы на острове. Наша бухта находится на северо-западной стороне острова, но из-за большой волны Володя пристает к причалу в бухте рога, где обычно причаливает «Буревестник», который возит в дом отдыха туристов. Там нас встречают местный пес Барон (хаски) и парень с мототележкой, куда мы грузим свои вещи, вещи Лены и Володи и фляги с водой. Он везет их по какой-то дорожке к дому, а мы с Леной идем туда пешком. Идя по тропинке в лесу, здесь мы тоже видим последствия урагана, много обрушившихся деревьев. Володя на катере опять идет в Онегу за очередной партией туристов. Лена приводит нас в дом. Офигенных размеров рыбацкая изба прямо на берегу Белого моря, внутри нее тоже всё стилизовано под рыбацкую тоню: сети, плавки, ружи (ряжи) и т.п. А помимо этого внутри кухня с водопроводом с холодной водой, благоустроенные комнаты: одна для хозяев, вторая для гостей с двумя 2-этажными кроватями, нижняя из которых раскладывается в 2-спальную. Таким образом, в комнате может поместиться 6 человек и еще 2 спальных места в кухне. В дальнем от входа конце дома находятся туалет и баня, из которой можно выбегать прямо на песчаный пляж и купаться в море. Свет в дом попадает через небольшое количество окон, поэтому там стоит немножко такой особенный полумрак, который придаёт особую атмосферу уюта дому. Вечером Володя включает генератор, каждый вечер топит баню, а в комнатах и в центральной части избы зажигается свет. На улице есть мангал, но мы им ни разу не пользовались.
   Как только распаковали вещи, мы попили чаю и пошли гулять по острову. Изба находится в южной части острова, на другую – среднюю часть – можно перейти пешком в отлив, или как тут говорят, в убывалово, через перейму – перемычку между островами, которая заливается водой в прилив. Отлив уже начался, и мы легко перешли через первую перейму, залезли на стоящую посередине ее Скалу желаний и загадали желание. Мы прыгали по скалистому берегу вдоль моря, как горные козлы, пока не дошли до второй переймы. Там тоже уже можно было пройти и нам удалось дойти до самой крайней точки острова Кий – мыса «Край Земли». С нами увязался пес Барон. Найдя на каменистом мысу клочок земли с травой, он вдруг встал в стойку, начал рыть землю и вытащил из норы мышь, и тут же съел ее прямо у нас на глазах. Настоящий охотник! Я успела весь процесс записать на видео. Обратно мы идем по другой, юго-восточной стороне острова, опять переходим через 2 переймы и движемся к дому. В это время уже наступает «убывалово», и мы идем на наш берег копать пескожилов. Кучки песка здесь от них небольшие, а когда начинаешь копать, то они действительно убегают в песок. С трудом нам удается накопать пол-пластиковой банки. Потом мы идем на рыбалку. Поклевки идут, и рыбки начисто обгладывают вкусных пескожилов с крючка. Наконец удается поймать двух маленьких камбал и несколько маленьких наваг. Я варю из них уху.
   Вечером идем в баню. Баня отличная. Из нее мы с Юрой выбегаем голые, едва подпоясавшись полотенцем, т.к. на каменном мысу недалеко от нас стоит группа туристов в ожидании экскурсии  на катере с Володей вокруг острова. А другую группу он в это время катает.
   Совсем вечером посиделки с Леной и Володей. Это удивительная встреча с удивительными людьми, с которыми сразу находишь общий язык. Спать ложимся за полночь.

   25.08.18. Утром сладко спим почти до 10. Потом завтракаем и идем изучать южную часть острова, на которой мы живем. На ней находится бывший  Онежский крестный монастырь, просуществовавший с 1656 по 1922г., и дом отдыха «Кийский», который существует здесь с 1924 г. Отдыхающие живут здесь в старых домишках советского образца и некоторых старых постройках, оставшихся от монастырской братии. Питаются в столовой 4 раза в день с традиционным советским меню, включающим синие яйца на завтрак и рыбные котлеты на обед. Основной контингент – бабушки и дедушки, причем последних раз в 10 меньше.
   Крестовоздвиженская церковь закрыта, хотя там проводятся богослужения, когда приезжают священники из Архангельска или из Онеги. Также внутрь можно попасть с экскурсией от дома отдыха, но сегодня нам не повезло, т.к. эта экскурсия у них была вчера. Зато нам удается залезть на колокольню, отодвинув досочки в проеме стены, закрывающие вход.
   Одно из симпатичных мест на острове – беседка с огромным шахматным столом и огромными фигурами. Сегодня никто в шахматы не играет, но возле беседки в ее тени стоит конь, наклонившись мордой прямо над шахматной доской, и спит, а на травке возле него, тоже в тени от беседки, спит пес Барон.
   На острове строится новый 2-этажный корпус для отдыхающих. Комнаты симпатичные с балконами, туда даже можно зайти, но в них воняет дешевыми стройматериалами, а туалет у них будет на улице. Недавно построенные симпатичные домики на улице Кийский Арбат, ведущей к церкви Всех Святых (на которую упало дерево), как сказали нам Лена с Володей, стоят на месте бывшего кладбища. Мы посетили библиотеку, которая вместе с администрацией находится в настоятельском корпусе, купили там сувениры и карту острова в полный прилив.
   Тем временем настало «убывалово» и мы идем на другую оконечность острова - Мыс Рога или «тёщин язык». Оттуда открывается красивый вид на остров и монастырь, который мы наблюдали, когда плыли к острову.
   Потом Юра опять пошел на рыбалку, а я сходила к Скале любви с небольшой травянистой полянкой прямо на верху скалы, защищенной от ветра камнями. А потом Лена показала мне Камень Желаний с дырками, через которые нужно пролезть 3 раза и загадать желание, представив, что оно уже исполнилось и поблагодарить за это Бога. Это женский камень. Впоследствии я узнала, что такие камни с дырками называются исполинскими котлами и образуются вихревыми водными потоками под водопадами или в зоне морского прибоя.
   Вечером опять была баня с купанием в Белом море и посиделки до 2 часов ночи.

   26.08.18. Встаем в 8. Завтракаем, собираемся. Прощаемся, очень не хочется уезжать. Тем более, что погода хорошая, а раньше обещали плохую. Фото на память – и мы загружаемся в катер. Нас провожают две Лены, вторая Лена – двоюродная сестра Володи и работает горничной в доме отдыха. Волна небольшая, но все-таки катер подпрыгивает и вода бьет по днищу. Примерно через полчаса мы в Онеге. Прощаемся с Володей, с Дмитрием и Светланой из «Визит-центра Онега» и садимся в машину. Я рулю до грунтовой дороги (примерно 40 км от Онеги), потом садится Юра. Дорога стала лучше, мы догнали 2 грейдера, которые ее ровняли. Проезжаем Кенозерский природный заповедник, туда поедем когда-нибудь в следующий раз, там нужно потратить много времени, чтобы всё посмотреть.
   На ночевку встаем около 16ч возле небольшого озера, не доезжая Савинского. К нему идет дорога, последняя часть которой проходит в болоте, так что хорошо, что мы на джипе. На ужин отвариваем и потом жарим грибы, которые нашли, останавливаясь иногда на опушке леса вдоль дороги. Юра пробует закинуть спиннинг, но блесна несколько раз зацепляется и ничего. Озеро очень мелкое, и везде по периметру и на дне валяются бревна. Непонятно, откуда они тут взялись.

   27.08.18. Ночью накрапывает дождик. Встаем в 7. Успеваем собраться в перерыве между зарядами дождя. К счастью, он несильный. Едем дальше в сторону Каргополя. От дождя дорогу опять немного развезло, к тому же там ездят лесовозы. Дождь потихоньку так и идет. Проезжаем через Каргополь, делаем круг почета – чисто для ознакомления – многое ли тут изменилось? Мы тут долго гуляли зимой в первые дни нового 2017 года с Саней Соколовым. Местами положили новый асфальт.
   Мы едем в Пудож, в Шальский. Дождь перестал и установилась хорошая погода. Решили встать на ночевку чуть дальше нашего места на первой ночевке у Онежского озера. Нашли уютное местечко со столиком и скамейками. Здесь есть даже туристский туалет: выпиленный из дерева прямоугольный горшок с дыркой, который ставится над ямкой. Поставили палатку и сразу же пошли собирать грибы. Здесь идут песчаные гряды, поросшие мхом и соснами, параллельно берегу моря, одна за другой. И там много красных и белых. Из подручных средств и решетки для жарки рыбы, которую Юра с Васей подобрали на реке Ура в Мурманской области, Юра соорудил сушилку для грибов и сушит их на костре чуть не до 12 ночи. Но поскольку дров хороших нет, то грибы больше коптятся или подгорают. На ужин тоже грибы. Решили сделать здесь днёвку. Вечером очень красивый закат.

   28.08.18. Спим до 9. Ночью красивая луна, «Лунная ночь на Онежском озере» - картина маслом, как у Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Ночью довольно прохладно, но ветер не сильный. Утром тепло. Мы завтракаем творогом и сразу идем за грибами по грядам. Юра сделал 2 захода, принес кучу белых и красных. Я принесла 4 крепких белых и 4 красных за 1 заход. Стало совсем тепло и мы купаемся. Чистим, сушим, чистим, сушим грибы. Я варю грибной суп ассорти: белые, красные, сыроежки и моховики.
  29.08.18. Выезжаем утром в 7.30. Прощальный заезд по Онежскому озеру – там, где надо объезжать заваленный бревнами берег, – и вот мы уже в Шальском. Мимо Вытегры – и домой. Вечером мы уже дома. Все фото можно посмотреть на вкладке Походы. Видеофайлы на вкладке файлы и далее видео.


Татьяна Мысляева



Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.