Юрий Бородулин, проникнувшись темой узкоколейных железных дорог, придумал еще одно путешествие на Тёсовскую УЖД в поселке Тёсово-Нетыльский Новгородской обл. Поехали втроем (Юрий, Василий и Татьяна), 3 января. Из дома выехали в 8 часов, по трассе М10 до пос. Любань, далее направо на Лугу. После деревни Вдицко на развилке поворачиваем налево по указателю «Тёсово-Нетыльский» и через 8 км около 11 часов мы подъезжаем
к Тёсовской УЖД.
Музей Тёсовской УЖД существует с 2014 года, создан силами энтузиастов, увлеченных своим делом. Они осуществляют весь ремонт и реставрацию подвижного состава и проводят экскурсии по УЖД. Стоимость экскурсии 700 руб., а за дополнительную плату можно научиться управлять тепловозом. Всю ночь и всю дорогу шел снег, пути замело, и, несмотря на то, что по «железке» с утра прошел снегоочиститель, проблемы начались еще в депо. На экскурсию приехало много народу из Питера, почти все с детьми, экскурсантов набралось на 2 вагона. При перетаскивании второго вагончика с одного пути на другой с помощью автомотрисы она с трудом дотолкала его до первого вагона, стоящего уже на нужном пути.
Автомотриса, или рельсовый автобус - это моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов) для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд, оборудованный двигателем внутреннего сгорания (в настоящее время практически всегда дизельным, ранее также встречались автомотрисы с бензиновыми, керосиновыми, нефтяными или газогенераторными двигателями). Оранжевая автомотриса по мощности уступает синенькому тепловозу ТУ4,
который должен был везти наши вагончики. Пока шли приготовления, мы осматривали стоящие под открытым небом экспонаты музея – ТэУшки, автомотрисы, разные вагоны и всякую спецтехнику, которая либо уже отреставрирована, либо (в большинстве своем) ждет реставрации. Наконец вагоны были прицеплены к тепловозу, пассажиры расселись по вагонам и в 12.30 мы поехали. Мы сели в вагончик более старого года выпуска, с печкой-буржуйкой внутри. Другой вагон отапливался с помощью водяного отопления. Мы ехали очень медленно, т.к. путь был заметен снегом. Проехали мы всего 1,5 км (не прошло и получаса) до пересечения
с небольшой автомобильной дорогой, которую незадолго до того почистил трактор, а снег навалил на рельсы. В результате две первые пары колес нашего тепловоза сошли с рельсов. Нам всем разрешили выйти на улицу. Тепловоз отсоединили от вагонов. Вскоре приехал трактор, заехал на пути позади вагонов и стал их оттаскивать от тепловоза, но это удалось не сразу. Трактор немного оттащил вагоны, но потом колеса у него начали прокручиваться.
На помощь приехала «буханка». Бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут, а сзади вагоны толкает толпа мужиков-экскурсантов – колеса прокручиваются, трос порвался. Но вагоны удалось оттащить на такое расстояние, что между ними и тепловозом сумел заехать трактор и стал тянуть назад уже тепловоз, а мужики сзади – его толкать. Тянут, потянут – опять трос порвался. Потом трактор заехал с другой стороны от тепловоза и стал его тянуть как бы в сторону, чтоб поставить колеса на рельсы, а машинисты поддомкрачивали тепловоз и подкладывали доски. Наконец тепловоз встал на рельсы. Его потихоньку подогнали к вагонам и прицепили сзади, теперь он должен толкать вагоны сзади. Ура! В 15.45 мы поехали обратно, в 16ч с копейками мы приехали на станцию. Всех пригласили в вагон-столовую пить чай из самовара с печеньем. Организаторы сказали, что, поскольку произошла накладка, то денег за экскурсию брать не будут, но если кто-то хочет послушать экскурсию про экспонаты музея под открытым небом и поучиться управлять тепловозам, то всё это можно сделать за 700 руб. Уже стемнело, и таких энтузиастов набралось немного, в том числе и мы втроем. Наш машинист Антон очень интересно рассказывал обо всех экспонатах и о дальнейших планах музея. Мы побывали в большом тепловозе ТУ2, а потом в оранжевой автомотрисе. Ну, и напоследок он показал, как управлять тепловозом. Мы проехали немного вперед, когда управлял еще один экскурсант, а потом обратно реверсом ехал и управлял Вася. В 18ч с копейками наша экскурсия закончилась, и мы поехали домой. Обратный путь тоже занял порядка 3 часов. В
альбоме фото Юрия Бородулина и Татьяны и Василия Мысляевых, а также
видео.